Министр образования Ливанов, выступая на форуме «Стратегические направления развития воспитания в системе образования Омской области», заявил [ссылка-1] , что педагогическому сообществу, профильным министерствам и ведомствам предстоит в ближайшее время сделать все возможное для обеспечения единства образовательного пространства в России.
Для обеспечения единства образовательного пространства существуют ФГОС [ссылка-2] – федеральные государственные образовательные стандарты на каждом уровне образования. Напомним, чтосовременные ФГОС утверждают вариативность программ и не закрепляют никакого объема знаний, которые нужно усвоить ученику. Содержание описано общими словами и, хотя этот объем должен обеспечивать возможность продолжения образования на следующем уровне, в стандарте следующего уровня тоже никакого конкретного содержания по учебным предметам не прописано. Это значит, что стандарт не может обеспечить единый уровень знаний по конкретным учебным предметам. По одному и тому же предмету на одном и том же уровне образования где-то могут дать больше, где-то меньше. Насколько больше или меньше? Как захочет (сможет) школа, как захочет (сможет) получить ученик.
Какое единство может обеспечить стандарт, не содержащий конкретики? Министр выразился четко: «Единство – это не единообразие, а разнообразие практик, обмен опытом». Вот такое у нас будет единство – везде на нашем образовательном пространстве России объем полученных знаний не будет иметь значения. Как такое «единство» сможет обеспечить то главное, для чего оно нужно – конвертируемость аттестатов и возможность продолжения образования при смене места жительства – мне лично непонятно.
Зато предельно ясно, что такое «единство» имеет смысл только в случае ненужности дальнейшего образования, фиктивности его продолжения. То есть те силы, что протолкнули такое «единство» образовательного пространства, действуют в духе гитлеризма, ограничивая возможность полноценного образования молодежи. Но в отличие от Гитлера, прямо заявлявшего, что ему нужны примитивные солдаты, эти силы действуют под лицемерной маской заботы об «обеспечении индивидуальных потребностей», подталкивая детей к минимализму
В стандарте 2004 года [ссылка-3] объем знаний, который должен был усвоить выпускник основной школы (9 кл.), был закреплен. В стандарте заявлялось:«Основное общее образование – завершающая ступень обязательного образования в Российской Федерации. Поэтому одним из базовых требований к содержанию образования на этой ступени является достижение выпускниками уровня функциональной грамотности, необходимой в современном обществе, как по математическому и естественнонаучному, так и по социально-культурному направлениям». Т.е. несмотря на отсутствие обязательности среднего образования, гражданам гарантировалось, что они бесплатно получат достаточный объем знаний для существования в современном обществе. В нынешних стандартах необходимого объема не прописано. А это значит, что хоть сейчас в законе об образовании и прописана обязательность среднего образования, существует реальная опасность получения худшего образования на конечном этапе обязательного образования, чем было раньше. Одной рукой записав обязательность среднего образования, другой рукой это образование на всех уровнях выхолостили.
Единство образовательного пространства без знаний
*** Тема анонсирована в конференции "Образование детей"
02.09.2015 23:02:23, Trotter