О некоторых итогах приемной кампании-2015

*** Тема анонсирована в конференции "Образование детей"
КАК УБИВАЮТ ИНЖЕНЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

yurykornew wrote in eot_su
17 сентября, 23:09

О некоторых итогах приемной кампании-2015.

Недостаток квалифицированных инженерных кадров является одной из главных проблем страны. На эту тему идет много разговоров, и даже принята соответствующая «федеральная целевая программа». Но здесь речь пойдет не о чиновном словоблудии, а о реальных делах.

В завершившемся учебном году ЕГЭ по математике разделили на два уровня: базовый (для получения аттестата) и профильный (вступительный экзамен в вуз, обязательный для всех инженерных специальностей) с возможностью выбора двух экзаменов одновременно. Приоритетом массовой школы при этом стал базовый экзамен, поскольку поступление в вуз — личное дело каждого. Поэтому учителя настоятельно рекомендовали сдавать базовый ЕГЭ и при этом многим не рекомендовали сдавать профильный (чтобы не портили статистику). Случалось, что такая «не рекомендация» подкреплялась делом: школьников готовили только к базовому уровню и ни к чему более (что это значит — можно посмотреть по ссылке: [ссылка-1] ).

В результате около трети выпускников профильный ЕГЭ не сдавали и в принципе лишились возможности поступить в технический вуз. Понятно, что эти ребята — не тот контингент, который способен составить славу инженерного корпуса (хотя и среди них бывают исключения). Однако в нашу высшую школу встроен механизм, который при таких изменениях убивает некоторые инженерные специальности на корню.

Этот механизм называется подушевым финансированием: вуз получает средства строго по количеству обучаемых студентов. В данной формуле отражена идеология социального отстойника, когда заказчику (государству) важно не качество выпускаемых специалистов, а лишь факт пребывания студента в стенах вуза (решается проблема молодежной безработицы и т. п.). Поэтому вузы (особенно технические — там меньше желающих) стремятся заполнить бюджетные места кем угодно и категорически никого не отчисляют. Как следствие, реальные специалисты (которые действительно что-то могут) составляют (дай бог) 30% от выпуска.

Но эти специалисты пока ещё есть. Вузы продолжают работать. Наши инженерные школы всё ещё не убиты, хотя их эффективность (КПД) неуклонно снижается.

А теперь посмотрим, что принес им год 2015.

Возьмем конкретный вуз – Петрозаводский университет. И конкретную специальность: «Лесное дело» (вуз находится в столице лесного региона, 90% специалистов лесной отрасли Карелии — его выпускники). Бюджетных мест на эту специальность выделено 25, но набрали всего 13 студентов (в 2014-м набор был полным). Остальные или аттестат подвезти не рискнули (сработали «новые правила приема» - см. [ссылка-2] ), или не сдавали профильный ЕГЭ по математике.

Еще одна специальность того же вуза: «Технология лесозаготовительных и деревообрабатывающих производств». Бюджетный набор — 50 чел. (подчеркнем, что эту цифру определил Минобр, т. е. считается, что такие специалисты очень нужны). Но набрали только 12! Это значит, что денег на обучение лесоинженеров теперь не будет. Тем самым поставлена на грань ликвидации мощная инженерная школа ПетрГУ, имеющая мировое признание.

Кто-то радостно потрет руки: ну вот вам и цена вашей специальности, вашему вузу. Рынок определил вам место: люди не хотят к вам идти, вы никому не нужны. В любом случае вы сами виноваты.

Мы уверены, что и Минобр будет стоять на той же позиции. Хотя именно эта структура своими действиями инициировала процесс, который приводит к невосполнимым утратам в национальной системе подготовки кадров. (Пример выше: кто будет работать в лесном комплексе Карелии?)

Борьба за образование вступает в решающую фазу. Минобр действует все наглее и бесцеремоннее, а высшая власть демонстрирует в этих вопросах полную заторможенность. Если ей действительно нужны сильные инженеры, необходимо безотлагательно восстановить сметное финансирование приоритетных специальностей. Деньги должны гарантированно выделяться на весь период обучения по контрольным цифрам приема независимо от количества зачисленных (и отчисленных) студентов. Только при такой системе можно добиться реального качества знаний всех, кто получает диплом, и сохранить отечественные инженерные школы.

Это техническое решение не требует дополнительных средств, но оно ломает всю нынешнюю ущербную идеологию функционирования вуза как социального отстойника.

Однако подушевое финансирование - одна из ключевых системных диверсий, направленных на разрушение образования. Поэтому Минобр сам от него никогда не откажется. Здесь требуется четкое указание сверху.

Не пора ли пошевелиться, товарищ президент?
18.09.2015 13:48:31,

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
"В результате около трети выпускников профильный ЕГЭ не сдавали и в принципе лишились возможности поступить в технический вуз". - они и не планировали в них поступать. все просто 18.09.2015 13:53:46, Шерлок
Их склонили отрезать себе пути в будущее. Ну, они и согласились с великого ума. Это немного другой разговор, согласны?
А могли бы найти себя в жизни, хоть и вот так, по необходимости. Таких примеров сколько угодно. Да если и не смогут учиться, потом на любимыми всеми экономике или дизайне после двух курсов технческого ВУЗа они будут просто блистать. Знаю и такие примеры.
19.09.2015 15:23:17, Trotter
нет, не согласна. какие такие пути, если есть масса путей, где мат-ка не нужна и именно они и выбраны? 19.09.2015 17:53:13, Шерлок
Тут уже я не соглашусь. Пути выбираются не всегда осознанно, а часто по веянию моды или по незнанию.
Далее. Допустим, специальность выбрана осознанно: вокал, хореография, физкультура. И на экзамене - травма. Что дальше? А этот человек мог бы прекрасно реализовать себя в творчестве техническом.
Далее. Оставим инженеров. В медицинских ВУЗах, например, есть семестровый курс высшей математики. Который ещё усвоить надо. Вообще кто-то думает о том, что мало поступить, надо ещё суметь учиться?
Это если рассматривать только чисто меркантильные соображения.
19.09.2015 20:04:45, Trotter
помимо творчества и танцев, есть много гум. направлений. где достаточно базовой мат-ки. если кто вдруг передумает, мат-ку можно повторить-подучить и сдать. и поступать. выбор - это хорошо. а если рассуждать - если вдруг, так это надо все егэ сдавать, на всякий случай 19.09.2015 20:27:09, Шерлок
Похоже, что Вы просто не видели базового уровня. Там в пятый класс надо идти, чтобы "подучить".
И не "вдруг" это, а база для дальнейшего развития и творчества. И да, бывает и вдруг. Ещё год по репетиторам? А это кому выгодно? Может, всё-таки бесплатная, но требовательная школа? Чтобы услуги - так на все деньги, а не отстойник для детей, пока родители на работе.
Выбор? Ну, давайте в первом классе выбирать. Вот работники-то будут по окончании школы на радость начальству. Сейчас мир меняется со скоростью ракеты, а вот такие узкие "специалисты" успеют ли за ним?
так это надо все егэ сдавать, на всякий случай===А выпускные раньше и сдавали все. Мы в космос на этом полетели первые. Пусть и наши дети не лишаются этой радости из-за того, что кому-то захотелось в европы.
20.09.2015 02:25:20, Trotter
базового уровня чего? егэ? не видела. а зачем мне его видеть? ребенок его сдал и ладно. но учили его все 11 лет, а выбрать можно было с 10 кл., а не с 1-го. с первого не надо 20.09.2015 08:44:40, Шерлок
"Поэтому вузы (особенно технические — там меньше желающих) стремятся заполнить бюджетные места кем угодно и категорически никого не отчисляют"

Когда так стало? У меня информация от выпускницы этого года. В среднем московском техвузе на некоторую специальность поступало пять лет назад 100 человек, доучилось 20.
Фактический конкурс составил 5 человек на место.
19.09.2015 07:25:50, Cat-S
Это от ВУЗа зависит. По моим наблюдениям (Москва) в ВУЗах третьего порядка - лет 15 назад. Остатки нормальных кафедр отчисляют, да. В основном тех, кто год вообще не посещает занятия, и то с трудом. Остальное - исключение, к сожалению, хотя должно быть правилом. К медицине это тоже относится, лет 5 как. Хотя там и конкурс. 19.09.2015 15:21:54, Trotter
Поддержу автора. Хоть это и не частый случай)). Для примера мне преподаватель физики очень сильного некогда Рязанского радиотехнического института (сейчас академия) рассказал на днях, что в этом году они берут в основном стобальников. Это те, кто имеет 100 балов по ЕГЭ. По трем предметам. В сумме. Учить их не возможно. Великолепные педагоги этой академии борются с собой, но отчислить их не могут. Иначе не будет денег и придется закрывать кафедры. Преподаватель вздыхает, что сам готовил рязанского мальчика к ЕГЭ. Результат великолепный. Мальчик отличный. Но когда мама мальчика спросила, имеет ли смысл в академию поступать, пришлось честно сказать, что с такими способностями - в ФизТех. Где он и учится сейчас. В Рязани его окружение однокашников не будет способствовать учебе.

При этом в Рязанской радиотехнической академии стоит супер оборудование в лаборатории, есть отличные научные руководители, практически тебе гарантирована научная деятельность и кандидатская если ты способный. Но некого учить. И это связано с тем, что многие родители способных детей не находят сил и времени побороть нынешнюю систему и подготовить ребенка на профильный экзамен. На ведущих технических ВУЗах это не отразится, но страдают гуманитарные, куда приходят дети без математики вообще и им трудно даются даже простейшие расчеты в гуманитарных науках. А также страдают не самые популярные, но важные технические специальности. Пора нашему министерству сделать следующий шаг на пути развития образования. Разрешить на технических специальностях не принимать математику, заменив ее, например, МХК, а лучше ОБЖ.
20.09.2015 11:26:52, Руслана
100 балов в сумме за 3 предмета? академии такой я не нашла. нашла университет. и где там 100 бальники в приказах? 20.09.2015 11:39:55, Шерлок
Это такой академический юмор. Ну может не сто, может повыше немного, но уровень подготовки это мало повышает. 20.09.2015 12:11:07, Руслана
а почему тогда "с такими способностями - в ФизТех", если там "супер оборудование в лаборатории, есть отличные научные руководители, практически тебе гарантирована научная деятельность и кандидатская если ты способный"? как-то не логично 20.09.2015 13:08:43, Шерлок
Кстати, он говорит что из Москвы из ведущих ВУЗов приезжают поработать на их оборудовании, так как в Москве очередь. Ну а в ФизТех - из-за окружения (сокурсников). Именно это позволяет ФизТеху держать высочайший уровень преподаваемого материала и удерживать лучших преподавателей. Да и потом диплом МФТИ посолидней выглядит. Хотя мама мальчика хотела оставить его в родном городе. Но потом решила, что надо дать шанс. 20.09.2015 13:30:57, Руслана
Вот кошмарики же.

Есть либо высокий уровень (МГУ, МФТИ), либо никакой. И в школах все абсолютно также. Либо высокий уровень, либо никак.

Вопрос риторический, конечно.
20.09.2015 14:18:00, Cat-S
"Однако подушевое финансирование - одна из ключевых системных диверсий, направленных на разрушение образованиЯ!"

ВСЕ ОСТАЛЬНОЕ МОЖНО И НЕ ЧИТАТЬ!
РАЗРУШЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ - ЭТО ПОЛИТИКА ТЕКУЩЕГО ПРАВИТЕЛЬСТВА!!!!!!!!!!!!!!!!!­!!!!!!
21.09.2015 10:51:48, Алена5
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!