...Современная школа осталась практически безоружна перед новым неуправляемым учеником-потребителем, модель которого ей навязали, и которого по существу вырастило не только Министерство образования, но все нынешнее бытие.
Одна из современных проблем - все большее число родителей перестает прислушиваться к учителям, и защищают своего (часто единственного ребенка) во чтобы то ни стало. А если родители не доверяют, не считаются с учителем - то почему это будет делать их ребенок? Ну а пионерских собраний больше нет, проработать хулигана на них не получится.
Таким образом, наша школа пытается нащупать некие новые институты по борьбе с неизбежными внутришкольными конфликтами.
Наиболее перспективным сегодня считается так называемая "медиация" - она же "школьная служба примирения".
По сути они создаются от некоего отчаяния, от современной тупиковой ситуации, которую создала концепция "образование - это услуга".
Эта ситуация сначала породила родителя-заказчика (услуги), и ученика-потребителя (услуги), а затем довела школу до неспособности воздействовать на формирующуюся личность школьника ни правдой, ни опытом, ни авторитетом учителя, ни мнением коллектива соучеников. Пусть тогда на ситуацию воздействует специальный человек на зарплате, психолог, медиатор-профессионал...
Но может быть тогда действительно службы медиации будут хотя бы частичным здоровым ответом на в целом, нездоровую ситуацию? Хотелось бы верить.
Однако вот как презентуют себя сами наши, красноярские службы школьной медиации:
"Службы медиации — это школьное подразделение, призванное решать конфликты между учащимися. «Ребенка никогда не заставят рассказать о проблеме насильно и не зададут вопрос в лоб, зачастую тратятся недели и даже месяцы на то, чтобы ученик сам признался в проблемах. <…> никого не стараются сделать крайним в конфликте (модель "Он прав, а ты виноват" исключена), ребятам помогают посмотреть на проблему со стороны и понять, что каждая из сторон виновата в споре в равной степени», — заявили в управлении.
К работе центров привлечено 300 педагогов и 500 учеников старших классов. По итогам 2015 года мирным путем было урегулировано около 750 конфликтов."
Давайте еще раз вчитаемся в этот пассаж: "никого не стараются сделать крайним в конфликте (модель "Он прав, а ты виноват" исключена)".
Я вполне понимаю, что бывают сложные конфликтные случаи, когда виноваты обе стороны. Например, если Петя грязно ругался на Васю и получил за это пинок под зад и порванную куртку - виноваты оба.
Но немало (если не большинство) конфликтов вполне однозначные, когда явно виновата одна сторона.
Но наши медиаторы утверждают, что все наоборот, что "модель "Он прав, а ты виноват" исключена".
Вы слышите: ИСКЛЮЧЕНА.
То есть если Петя в классе при всех послал учительницу по известному адресу, то модель, когда "учительница права, а Петя неправ исключена". А действительно, а зачем учительница перед этим Пете двойку влепила? Сама виновата, нечего было что то спрашивать, и вообще приставать? Так получается?
Если Петя сначала приставал, а затем ударил девочку, то модель, когда "девочка права, а Петя неправ", исключена. А действительно, а почему эта девочка не давала Пете себя дразнить, огрызалась и все такое прочее? Она тоже виновата, как и Петя.
То есть все виноваты.
В данном случае все - это никто. И наказывать, и порицать нужно всех. Или никого.
Одна из важнейших функций русской школы во все времена была не только научить маленького человека читать и писать. Русская школа учила еще и общению со сверстниками и взрослыми, дружбе (сейчас сказали бы, социализировала), но один из основных ее уроков был в том что есть добрые поступки, а есть дурные.
Если "медиация" впрямь решила "исключить модель, в котором кто-то прав, а другой виноват", то она в принципе пытается размыть, уничтожить понятия дурного или хорошего поступка. А значит и базовые для мировой культуры понятия "добра" и "зла".
В такой размытой, рыхлой, обтекаемой "концепции" вы лишаетесь права права четко и однозначно осудить несправедливость и зло. Эта же рыхлость и неоднозначность - "нет ни добра, ни зла" - поселяется в сознании детей.
Если это и впрямь так, то нужна ли нам такая школьная медиация?
И нужен ли нам "квалифицированный потребитель чужих технологий и достижений" на выходе из наших школ?
Полностью:
Школьные службы медиации отменяют различение добра и зла
*** Тема анонсирована в конференции "Образование детей"
02.05.2016 14:38:30, Trotter
Имхо, если стремиться к отмене обязательного среднего образования- то да, всё логично и эффективно. Отменяем обязаловку, в школу идут отборные желающие, их не нужно медиаторствовать, они идут учиться. Беда будет во дворах и домах тех, кто учиться не хочет.
Размывание понятий добра и зла влечет к безответственности, это и нужно государству. Нет черного, нет белого, не мы таки, жизнь така. отвечать некому, всё прекрасно. 03.05.2016 17:59:40, Oazis
Размывание понятий добра и зла влечет к безответственности, это и нужно государству. Нет черного, нет белого, не мы таки, жизнь така. отвечать некому, всё прекрасно. 03.05.2016 17:59:40, Oazis