Статья дня
Хвастаться – естественно и полезно!
Хвастаться – естественно и полезно!
Почему хвастаться своими успехами просто необходимо?

Интервью профессора Иванова А.В. о ЕГЭ и о новых правилах приема в ВУЗы

*** Тема анонсирована в конференции "Образование детей"
О том, какими математическими познаниями удивляют преподавателей студенты, поступившие по результатам базового ЕГЭ, почему исчезла мотивация к учебе и как с этим бороться, в интервью Накануне.RU рассказал профессор, заведующий кафедрой геометрии и топологии матфака Петрозаводского государственного университета Александр Иванов.
...
Некоторые фрагменты интервью:
"Вопрос: Недавно Министр образования Дмитрий Ливанов в очередной раз пообещал увеличить количество бюджетных мест на востребованных инженерно-технических направлениях подготовки. Но в прошлом году такая мера оказалась бесполезной - на инженерные специальности возник недобор. Как Вы думаете, повторится ли ситуация в этом году?

Александр Иванов: Я знаю примеры, когда на 50 бюджетных мест, выделенных на инженерные специальности, набирали пять человек, больше не было никого. Профильную математику, которая нужна для поступления на инженерные специальности, в этом году сдавать будет меньшее количество, гораздо меньше, чем в прошлом году. По нашим оценкам, вместо 70%, которые были, сдавать пойдут порядка 56%. То есть, сама по себе база для инженерного образования сокращается. Просто не будет школьников, которые смогут предъявить результаты ЕГЭ для поступления.

Кроме того, сама система приема, которую Ливанов утвердил своим приказом в октябре, еще больше усложняет школьникам возможность поступления на инженерные специальности. Сегодня для того, чтобы поступить в вуз, школьник должен не только подать заявление, допустим, в пять вузов на три специальности в каждом и на 15 позициях может засветиться как потенциальный претендент, но еще и обязан предоставить оригинал аттестата в вуз, а также написать согласие на зачисление. Получается, что эти 15 мест, которые у него есть возможность выбрать, фактически для него отсутствуют. Потому что ему самому приходится делать выбор, куда нести свой аттестат. Куда он принес аттестат, там он в конкурсе и участвует. Ошибся – пролетел. Он никуда не поступит из-за этой идиотской системы, которую внедряют уже два года.

Вопрос: Раньше копии можно было отослать в разные вузы и участвовать в конкурсе во всех…

Александр Иванов: Да, раньше была система – копию представил и ты участвуешь в конкурсе во всех вузах, куда ты заявился. И там они заботятся о том, чтобы тебя привлечь. Были предварительные списки зачисленных. Сегодня ничего этого нет: пока аттестат не предъявлен в вуз, пока не написано заявление о согласии на зачисление, он в конкурсе не участвует. В списке претендентов масса мертвых душ, они создают иллюзию того, что "Вася" не проходит, но реально он проходит, а сам определить это не может. Потому что по этому списку он не знает, кто пройдет, кто не пройдет. Этого никто не знает. Он из своего провинциального города хочет поступить в Москву, но видит, что он в списке 150-й, и он решает не везти туда свой аттестат, и в итоге никуда не поступает. В итоге этот московский вуз останется с недобором. Претендентов много, но аттестат никто не принес. Потому что все боятся. Мы это в прошлом году испытали: заявлений было масса, а когда начали зачислять, оказалось пять человек на 50 мест. Остальные просто побоялись привезти аттестаты.

Вопрос: Также недобор на инженерные специальности связывают с отсутствием мотивации к изучению математики у школьников. Согласны ли Вы с этим?

Александр Иванов: Не у детей отсутствует мотивация, а у учителя отсутствует мотивация учить школьника. У них на выходе базовый выпускной ЕГЭ, где задачи на чувство числа и на вычисление площади комнаты. В такой ситуации у учителя нет смысла убиваться и учить детей. Ведь мотивация в значительной степени зависит от учителя. Для учеников 5-7 классов это незначительно, как учитель скажет, так и учатся, что он требует, то и делают. А чего учителю требовать, если на выходе такой экзамен, соответственно, и дети ничего не знают. Детей обвинять не надо, здесь жизнь детей определяют взрослые. Как они устроят эту жизнь, такой она и будет. Понятно, что дети сами могут внести свой вклад, но не они - первопричина всех бед.

Вопрос: Иван Ященко во время беседы визита к вам сообщил, что вскоре появятся новые образовательные программы по математике в старших классах: так называемые базовые компенсирующие (для тех, кто неуверенно владеет программой основной школы), базовые и углубленные. Это означает, что математическое образование упрощают с каждым годом?

Александр Иванов: Ященко заботится исключительно о себе. Он живет и существует, как социальная величина, за счет ЕГЭ. Без ЕГЭ он - никто. Что он говорит? Он предлагает, чтобы у нас была профильная программа, которая начинается с седьмого класса.

Он объяснил просто: это старая советская математическая программа, по которой раньше успешно учили абсолютно всех. Понятно, что не все становились гениями, но азы, основы, базу осваивали все. Это означало, что в 90% случаев на выходе нормальный выпускник мог учиться в инженерном вузе. А сегодня таких одиннадцатиклассников осталось порядка 10%, которые могут осваивать программу инженерного вуза. Это количество постоянно падает.

И теперь говорят о профильном образовании "для избранных" с седьмого класса. Кто будут эти избранные? Каких образом, на основе чего проводить эту сегрегацию? В седьмом классе, что, можно определить способности к математике у ребенка? Очень тяжело. Толковый ребенок может и гуманитарным дисциплинам посвятить себя, и математике, и химии, и биологии, чему угодно. У кого-то вообще все плохо идет, потому что он запущен. Сам по себе выбор образовательной траектории в седьмом классе – этот нонсенс. Ведь речь идет не о том, чтобы талантливых развивать с помощью профильного образования, а о том, чтобы ввести профильное образование только для части школьников. А одних лишать этой возможности вовсе. Вот ученик не проявил себя в седьмом классе в математическом плане, значит, он пойдет на базовую программу. А базовая программа означает, что математике его учить не будут. Потому что если профильный – это старая советская программа, то базовый – это решение заданий из открытого банка базовых ЕГЭ. Это решение тех самых задач "для антуража".

И вот они должны эти задачи решать с седьмого класса по 11-й, чтобы сдать экзамен. Математики, которая затем позволит учиться в вузе, там нет в помине. Человек попал на эту образовательную траекторию, и он может забыть про инженерное образование и про все, что связано с математикой. Его просто убивают."
Прочитать полностью:
16.05.2016 14:18:53,

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
совершенно неграмотная статья
базовый егэ, о дааа, в технические вузы именно по базовому егэ поступают)))
16.05.2016 16:05:52, читатель мы*
Идея статьи в том, что профильный уровень из большинства школ с течением времени "вымоется", и останется базовый.

За разговорами о том, что вот давайте учтем интересы тех детей, которые по здоровью не могут освоить математику, все как-то забывают, что таких детей мало. По моим воспоминаниям школьным 3-4 человека совсем слабо обучаемых на неотобранный класс было. Это в разных классах, я за школьную жизнь четыре школы поменяла. Сколько это в %, ну не больше 15% ведь. Вот столько примерно базовой и должно быть, а если будет больше, это значит, что будут в базу насильно загонять тех, кому она вообще-то не показана.
16.05.2016 22:29:09, Cat-S
Хм. Я училась в хорошей школе, без уклонов, но на выходе с поступлением в мифи без репетитора (он был, но он скорее дал уверенность, чем какой-то дополнительный материал) и приличным английским. Сменила 4 класса (вообще-то и одну школу), 45-40 человек в классе было, вышло около 8 медалистов, половина поступила в вузы, большей частью технические. Так вот, вообще не усваивающих было человек 5-8, да. А вот таких, кому программа давалась с большим боем и затратами дома еще по два-три часа - таких была половина. У меня с подружками образовалась учебная группа даже, я дома материал объясняла и мы делали дз по математике с подробным разбором, как раз по 2-3 часа( а сама я успевала на перемене его сделать, т.е. в нем не было ничего глобального-криминального.
И в своем желании дифференцировать программу по математике я имею в виду не столько о тех, кому нужна коррекционная программа по математике, сколько о тех, кто хронически не успевает, хотя в принципе, при резком повышении затрат, может. Вопрос именно в том, нужно ли такое упирание в математику. Базу - не в смысле базового ЕГЭ

Что касается основной идеи, после двух-трех логических или фактических ошибок статья заставляет усомниться в компетентности либо журналиста, либо собеседуемого лица. Профанирует идею она, а не продвигает.

Я понимаю ваше беспокойство, и в принципе разделяю его. Но это не отменяет той идеи, что большинству советская инженерно-ориентированная, насыщенная программа по математике не нужна.
17.05.2016 10:44:20, читатель мы*
" А вот таких, кому программа давалась с большим боем и затратами дома еще по два-три часа - таких была половина.(...) а сама я успевала на перемене его сделать, т.е. в нем не было ничего глобального-криминального."

Как раз для ваших одноклассников занятия в школе математикой, скорее всего, дали для развития больше, чем Вам. Для развития полезнее через напряжение и преодоление.

Я понимаю, что многим не нравится курс математики, традиционно ориентированный на решение технических задач. Математика - она же про разное. Но вот такая у нас традиция, что изучаются именно эти разделы - алгебра, тригонометрия, геометрия, начала анализа.

Если появится какой-то гениальный курс, методически продуманный, увлекательного содержания, но под нормальный интеллект - разве я против?

Пока же идут не по пути создания альтернативного курса той же интеллектуальной емкости, а по пути крайнего усечения существующего.
17.05.2016 22:17:47, Cat-S
Да-да-да. Исключительно из-за ЕГЭ народ не идет в Петрозаводский гос. университет.

И специально для автора топика - прежде, чем постить вот такие интервью, сами немножко в правилах поступления разберитесь. Ну, если не хотите глупо выглядеть, конечно
16.05.2016 17:18:40, Хелен67
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!