"28 апреля 2016 года на пресс-конференции в центральном офисе «Интерфакса» директор института «Высшая школа образования» Константин Зискин заявил буквально следующее: «Что уйдет и что придет? Первое: из школы уйдут отметки. Второе: из школы уйдут классы и уроки. Третье: из школы уйдет само понятие «вызвать родителей в школу», такого не будет никогда. Родители будут приходить, конечно, но «вызывать родителей» не будут. В школах также не будет замечаний в дневниках, даже в электронных».
Обращаю внимание, что «Высшая школа образования» является подразделением ведущего педагогического вуза России — Московского педагогического государственного университета (МПГУ). МПГУ занимается подготовкой и переподготовкой преподавательских кадров для всего образовательного спектра. На сайте МПГУ в разделе, посвященном «Высшей школе образования», указывается, что основной задачей этого института является подготовка и переподготовка педагогов, педагогическая переподготовка специалистов непедагогических специальностей, а миссия института заявлена как «становление нового учителя с точки зрения современных подходов в области педагогического образования».
То есть К. Зискин, являющийся директором этого института, не просто абстрактный эксперт, а человек, под чьим руководством формируются будущие педагогические коллективы.
Если мы знаем это, то очень интересно, как он комментирует размышления о будущем школы.
Отмену оценок он объясняет тем, что получая оценку за работу, школьник тут же забывает то, что выучил. Такое явление случается, якобы, под воздействием «эффекта отложенного действия».
Эффект отложенного действия или эффект незавершенного действия действительно известен в психологии. В качестве ключевого примера (на основе которого он и был открыт) приводится пример с официантом, который великолепно помнил заказы клиентов, которые еще обслуживались, но после того, как они расплатились и ушли, он уже с трудом мог вспомнить, что они заказывали.
По аналогии К. Зискин утверждает, что получив оценку за ту или иную тему, ученик ее, эту тему, забывает, так как с ним уже «расплатились». Но только директор института то ли запамятовал, то ли умышленно умалчивает о том, что любая педагогическая деятельность строится на повторении. Та или иная тема встречается в процессе обучения многократно. Она может являться частью новой, более обширной темы. Она же может встретиться на экзамене в конце учебного года и даже на выпускных экзаменах. Поэтому «час расплаты», говоря языком официанта, отложен на продолжительный срок. А за это время тема будет повторена неоднократно, и включатся уже другие психологические механизмы запоминания.
А что же нам предлагает этот эксперт? Он предлагает вместо оценивания знаний фиксировать прогресс успеваемости. То есть изменить смысл экзамена с тем, чтобы он оценивал прогресс, а не знания.
Ну и к чему мы придем в таком случае? Человек с низким уровнем знаний в начале этапа обучения, если он хорошо учится, может иметь большой прогресс. Он действительно молодец. Но что нам может дать прогресс, если уровень знаний всё равно может быть выше у некоего «отличника», который имеет высокий входной порог и уже знает многое из того, что преподается на данном этапе. Что мы будем делать с высоким значением прогресса, если для построения ракеты, создания атомной электростанции и для прочих серьезных занятий нужен не прогресс, а знания. А их мы не оцениваем. Они нам, якобы, не нужны.
А еще, как вы заметили, он предложил отменить классы и уроки..."
Не напоминает ли всё это «хорошо забытое старое», которое мы уже проходили сразу после Революции, и от которого отказались уже к началу 30-х годов в пользу всеобщего классического образования, которое вывело нашу страну в Победители фашизма и в космос?
Читать далее о старом, и как с ним боролись:
Новое — это хорошо забытое старое?
*** Тема анонсирована в конференции "Образование детей"
27.05.2016 13:55:52, Trotter