[ссылка-1]
20 января О.Ю.Васильева дала обширное интервью «Независимой газете» (см. [ссылка-2] ). В нём есть несколько слов о среднем образовании. Министр снова повторила, что она «за возврат к лучшим традициям советской школы».
Нашей лучшей традицией в образовании было учить всех, всему и всерьез. И держалась эта традиция в значительной мере на обязательных государственных выпускных экзаменах по восьми дисциплинам, большинство из которых проводилось в устной форме. Ответственность учителя за подготовку каждого ученика была основой воспитания в школе (см. [ссылка-3] ). Сегодня никакого аттестационного контроля за качеством образования нет.
В декабре 2016 Васильева сказала также, что через 2,5 года будет возвращен былой статус выпускному сочинению. Надо напомнить, что до введения ЕГЭ сочинение было обязательным выпускным экзаменом по русскому языку и литературе. Если речь об этом статусе, то министру можно низко поклониться.
Но есть ещё одна Васильева О.Ю. (и тоже министр образования), которая заявила (см. [ссылка-4] и [ссылка-5] ), что через те же самые 2,5 года в ЕГЭ по русскому появится устная часть. Это рассказ по картинке за компьютером под аудиозапись, которую потом «независимые» эксперты-слухачи должны оценить. Если кому-то покажется странным — заниматься подобным на выпускном экзамене для 11 класса (рассказ по картинке — форма учебной работы в начальной школе), то напомним, что в базовом ЕГЭ по математике есть задачи уровня детского сада (без шуток). Поэтому шока не будет. Смысла — тоже. Но потребуется немало дополнительных средств из бюджета (см. [ссылка-6] ).
И тут вопрос: кому эта «устная часть» понадобилась? (Кроме Кравцова, разумеется, для которого это элемент генеральной линии на «совершенствование» ЕГЭ.)
К примеру, на геологическом факультете МГУ студентам приходится писать много различных отчетов. В последние годы преподаватели геофака награждают эти тексты такими эпитетами, которые в письменном виде приводить неудобно (хотя в МГУ принимают только с высокими баллами ЕГЭ). Студенты не умеют внятно излагать простейшие мысли и факты. Эти способности пропали вместе со школьным выпускным сочинением. Ясно, что надо восстанавливать его былой статус.
Но кто из профессоров, ректоров или деканов просил введения бредовой устной части в бессмысленный ЕГЭ по русскому? Ведь любому адекватному человеку ясно, что грамотности от этого не прибавится.
Однако работа уже идет. Пока первая Васильева хорошо говорит, вторая — плохо делает.
Не пора ли разобраться, кто из них главнее? И в качестве первого шага принять лежащий в Думе законопроект об упразднении «аттестации» по ЕГЭ и поэтапном восстановлении обязательных выпускных экзаменов (см. [ссылка-7] ). Это несложно: если министр скажет – «Единая Россия» проголосует.
Тогда и с воспитанием дело наладится, и молодому человеку легче будет «внушать, что он должен трудиться на благо себя и своей страны».
И не придется загонять систему образования в эксперимент по внедрению ВПР, который заведомо плохо кончится (см. [ссылка-8] и [ссылка-9] ). Кстати, что такое всероссийская проверочная работа по литературе — еще никто не придумал. Так что «возвращение литературы в школу» в системе ВПР останется под вопросом. Может быть, эта деталь остановит министра?