Что такое классическое (традиционное) образование?

*** Тема анонсирована в конференции "Образование детей"
Ниже приводится список базовых принципов традиционного обучения. К каждому принципу приведены примеры из прошлого нашей и мировой педагогической практики. Также приводятся рекомендации, как реализовать тот или иной принцип в современных условиях.

Список почти дословно взят из книги российского психолога и педагога
М.В. Телегина «Апологетика традиционного обучения» [ссылка-1]

Учитель – авторитет и образец
Учитель – «вестник духа», полпред культуры, традиции; почётный, уважаемый человек. Учитель не равен ребёнку, ибо учитель – многоопытный, ведущий, а ребёнок пока ещё несведущий – ведомый. Общество делегировало учителю священную обязанность по воспроизводству нормативного образца в детях.

Фундаментальное содержание
Мнений много – правда одна! Традиционная педагогика – педагогика абсолюта, она верует в онтологичность истины, правды, образца, а посему выполняет охранительную функцию. Содержание обучения вовсе не обязано потакать сиюминутным «потребностям», непосредственно отвечать на «злобу дня», бежать, «задрав штаны», за переменчивой рыночной конъюнктурой.

Любовь и патернализм
В традиционной системе учителя и ученика связывают в единое, органичное целое не рыночные, но личные отношения: любовь, долг, ответственность, участие, забота, покровительство. Учитель не принадлежит к сфере услуг, как не принадлежат к сфере услуг отец и мать, пестующие дитя.

Высокая воодушевляющая цель
Традиционная педагогика – педагогика воодушевления: высокой, понятной ребёнку и педагогу цели. В советской педагогике целью было «воспитание всесторонне и гармонично развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство». Правильно воспитать коллектив – это значит «окружить его сложнейшей цепью перспективных представлений, ежедневно возбуждать в коллективе образы завтрашнего дня, образы радостные, поднимающие человека и заражающие радостью его сегодняшний день»

Личный пример как стимул к восхождению
Традиционное общество для каждой возрастной, социальной страты и, непременно, для всех вместе рисует, на пьедестал поднимает героя… Подаёт ясный знак – «я хочу, чтобы ты был таким же», «смотри, гордись, учись, он смог – и ты сможешь», «твои подвиги воспоют потомки». В традиционном обучении и воспитании учитель являет собой персонификацию, живое воплощение образца в отношении к делу, в одежде, в мыслях, в поступках – во всём. Личный пример учителя обладает высочайшим статусом.

И уму, и сердцу
Истинная образованность обнимает всего человека нераздельно: тело, чувство, ум и волю – и приготовляет его для всех сфер жизни – семейной, государственной и общечеловеческой. Традиционная педагогика апеллирует к «светлой стороне души» воспитанника, обращается и к логике и к эмоциям, задействует высшие чувства, не чурается в отдельных случаях суггестии (внушения), но при этом верит в ученика.

Развитое коллективное начало
Традиционная педагогика – педагогика коммунитарная, коллективистская, общинная; педагогика «общественного блага». Товарищество – свято. Школьная дружба – самая крепкая. «Единоличников» не жалуют. От эгоистов – отворачиваются. «Дружбу не купишь». Успехи не принято выставлять напоказ. Группа, семья, корпорация, народ – выше индивидуума.

Учёба – это труд
Учёба – серьёзный, тяжёлый, признаваемый обществом (социально значимый) труд. Ограждать детей от трудностей – чудовищное заблуждение. Учёба – испытание, борьба, закалка характера, воли.

Знания самоценны
Школа призвана давать знания. Ознакомление – понимание – практика. «Компетенции», «способы действия», «деятельность» – без знаний ничто, пустой звук. В наши дни «предмет» всё чаще приносится в жертву «способам рассуждения». Рассматривается не как ценность, а как «спортивный снаряд» для «гимнастики ума». То, что все можно найти в интернете, не значит, что в голове можно ничего не держать

Дисциплина и порядок как фон для творчества
Подлинная свобода предполагает дисциплину. Дисциплина позволяет ученику «отказаться от капризов», «взять верх над нервами», самовластно распоряжаться «сокровищами и тайниками собственной нервной организации» (К.Д. Ушинский). От анархии, отсутствия дисциплины больше всего страдают сами ученики.

Повторение – не рутина, а необходимый этап освоения
Мысль нуждается в неком «инкубационном периоде». Мысль, прежде чем «улечься», «усвоиться», должна «сделать несколько глубоких вдохов», «перевести дух», освоиться в сознании ученика, «познакомиться» со своими предшественницами. Повторение необходимо, чтобы перевести информацию из кратковременной и оперативной памяти в долговременную. Чтобы новое тысячами нитей срослось, соединилось с имеющимся опытом. К великому сожалению, в современной «модернизируемой» школе повторение демонизируется как якобы «скучный, отбивающий желание учиться, несовместимый с творчеством, рутинный элемент».

Упражнение – доводим простое до автоматизма, чтобы освободить мозг для сложного
В упражнении действие (контроль сознания, удержание цели, сомнения, колебания, обращение к памяти) «свёртывается», переводится в операцию, из операций складываются навыки. Действия «автоматизируются», в сознании возникает функциональный «автопилот», позволяющий следовать оптимальному алгоритму с минимальным участием «пилота» – сознания. Соответственно, сознательные силы ученика высвобождаются для творчества, обретения новых возможностей.

Больше наглядности, даже в ущерб строгости логических построений
Даже теоретические вещи поддаются «визуализации». Образное видение мира позволяет и ученику, и учителю сохранить столь необходимую, естественную осмысленность и цельность картины мира. В свою очередь, «суемыслие», излишняя «интеллектуальная трезвость» и бескрылость, утрата способности образно воспринимать сложное содержание современной науки (образная глухота, чёрствость) превращает сознание в хаос, «в руины, из которых торчат шипы обнажившейся и безнадёжно запутанной интеллектуальной архитектуры.

Недвусмысленная, ясная оценка. Понятные критерии оценки.
Оценка – система координат. Вертикальная шкала. Найти своё место среди товарищей (социальное сравнение), получить поощрение или порицание, понять, деградируешь или вверх движешься. В традиционном обучении всегда существует устоявшаяся, недвусмысленная, понятная всем шкала оценок. Покушение на оценку следует классифицировать как попытку дезорганизации системы обучения и воспитания.

Поощрение и наказание.
Читать далее:
16.11.2017 01:31:19, Trotter





Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»

23.04.2018 02:26:10

7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, блоги, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!