«Двенадцать» безумных «решений» Кудрина и ВШЭ

*** Тема анонсирована в конференции "Образование детей"
Центром стратегических разработок Алексея Кудрина и Высшей школой экономики (ректор — Ярослав Кузьминов) был разработан и в апреле представлен публике совместный доклад «12 решений для нового образования». Докладчики просят сумасшедшие деньги на сумасшедшие реформы.

Можно вспомнить решение, которое Путин однажды назвал сумасшествием — два года тюрьмы за шлепок. Но это была ещё не та степень сумасшествия.

Образованным людям сложно посчитать здоровыми идеи авторов доклада «Ку-Ку» о том, что содержание образования (то есть собственно понятие «образованный человек») должно определяться прагматическими запросами сегодняшнего рынка труда, который должен «заказывать музыку», финансируя образование вместо государства.

Трудно сомневаться — изучение басен Крылова или истории Древнего мира при такой системе заказывать будет некому. Но в этих идеях нет сенсанции. И я даже вполне могу представить себе и неангажированных людей, которые не считают такую стратегию сумасшедшей — этаких романтиков рынка из ельцинского времени, которые к тому же страшно далеки от образования.

Однако, одно из «решений» из доклада могут не считать сумасшедшим только инопланетяне. Оно называется «Система поддержки раннего развития». Посмотрите сами.

Предлагается развитие всех малышей России поставить под обязательный ежемесячный контроль!

То есть, чтобы к вам в дом пришёл контролёр, уже не нужно будет, чтобы вы совершали правонарушение, или хотя бы были неблагополучным. Дверь для него должна быть открыта в каждой семье, где есть маленькие дети. К вам (точнее, причём тут вы? — к вашему ребёнку!) раз в месяц будет приходить сотрудник из специальной армии прокрустов, численностью 12 тысяч одних контролёров развития детей, и замерять у него — нет, не форму черепа, а его содержание.

И сравнивать это содержание с эталоном. Что и с кем этот сотрудник будет делать, если содержание не соответствует эталонному для возраста ребёнка, доклад умалчивает, а мы, знающие некоторую практику, уже можем предполагать.

Но прежде всего оглушает своей решительностью сама идея. Даже не идея тотального контроля, а идея, что можно знать и контролировать правильность развития. Где взять столько великих душ и умов, которые не только знают тайны развития, но и заслужили бы авторитет и доверие у родителей, выбирающих разные системы воспитания? — вопрос не ставится.
Этой когорте не нужно ваше доверие, они же не какие-нибудь священники или хотя бы подруги детства. Эта чудо-команда лучше нас всё знает про наших детей и будет мониторить их развитие «при помощи индивидуальных электронных карт».

Цитата из доклада:

«Создание службы сопровождения физического, психического и социального развития (патроната) для всех детей от 0 до 3 лет (и для детей с ограниченными возможностями здоровья от 0 до 6 лет), предполагающей регулярное консультирование семей специалистами по детскому развитию, мониторинг динамики развития детей при помощи индивидуальных электронных карт… Система патроната предполагает ежемесячное часовое наблюдение специалистом службы патроната каждого ребенка… Дополнительное введение ставок специалистов (с базовым образованием в области психологии, педагогики, социальной работы) для 12 тыс. специалистов…»

Какой же великой целью оправдывается этот тотальный контроль? Оказывается, вот она, национальная мечта: поднять готовность детей к школе через 6 лет на 20%, а через 12 лет на все 50%!

Отказ от такого тоталитаризма, угрожают они, «приведет к продолжению ежегодных потерь человеческого капитала страны по причине проблем, заложенных в дошкольном возрасте, в размере от 5 до 10%… При этом основные положительные эффекты для системы образования (снижение школьной неуспешности) будут действовать с 2030 года, эффекты для экономики — с 2045 года».

Как говорил мудрый ходжа Насреддин, надо пообещать, а там либо президент сменится, либо ишак сдохнет — то есть в данном случае, окончательно разрушится образование.

Впрочем, нацию о её мечте и не спрашивают. Мечтают просто ввести команду Ку-Ку в правительство, откуда она уже начнёт самую настоящую войну с обществом. Министерство образования, один раз наступившее реформаторам на ногу, в докладе предложено просто отстранить от управления:

«Управление проектами должно осуществляться с уровня Правительства Российской Федерации, где формируется проектный офис «Образование». На уровне пилотных проектов могут быть исключены «лишние звенья» в виде региональных и муниципальных органов управления образованием, управление и бюджетирование в этом случае строится по принципу «проектный офис Правительства — образовательная организация».

То, что «12 решений» с такими вот предложениями можно озвучивать открыто, говорит о многом. Что вокруг предлагающих не осталось людей с критическим мышлением. Осталась клака, которая никогда не назовёт голого короля голым, которая готова повторять мантры о ненужности знаний в изменчивом мире и о необходимости учить лишь тому, что обучаемая личность сама захочет.

Увы, это не просто свита, которая готова перекраситься при смене лозунгов. В ней много тех, кто уже укоренился в созданном реформаторами рынке, и будет зубами хвататься за принципы разрушительных реформ нового времени. Они вкусили отсутствия контроля за своим профессиональным умением учить хорошо, учить всех детей (а не только одарённых) и учить тому, что требуется, а не чему хочется.

Как те печально известные «словесники», которые написали возмущенное письмо против введения в образовательный стандарт обязательных требований к содержанию и введения ежегодного контроля результатов их труда.

И все они, как и авторы доклада, вовсе не относятся к народу — к своим ученикам и их родителям — как к людям, у которых надо хотя бы спрашивать разрешения войти, приходя в их дом.

Вряд ли сейчас есть более жгучий вопрос внутренней политики, чем судьба этих любимцев Всемирного банка. Людей, предлагающих опасные для общества решения
10.05.2018 14:02:16, Trotter
Я до сих пор не понимаю, чем у нас в регионе занимается армия чиновников муниципальных и региональных в образовании. 10.05.2018 15:57:45, Roccy
если не ошибаюсь Вы из Воронежа? хочу сказать, что ваш депобр большие молодцы. они первые согласились и активно участвуют в пилотном проекте помощи детям с РАС. по сути на области обкатываются принципы государственной помощи таким детям, и большая благодарность им за это и лично Гордееву)) 10.05.2018 16:30:06, мегля
Для участия в подобном проекте содержать армию местных чиновников вообще не нужно. Хотя я вообще плохо понимаю слово "проект" в данном контексте. До сих пор нет центров коррекции речи. Нет единого центра подготовки одаренных детей. Да много чего нет. И никогда не было. 10.05.2018 21:51:54, Roccy
Лучше бы они здоровьем детей так активно занимались. 10.05.2018 16:42:49, Шиповник (экс-Василиса)
К сожалению, "здоровьем" нынче занимаются так же активно, как и "образованием" (( 10.05.2018 18:45:13, неважно
хорошо, что у меня младенцев нет, и их сии реформы не коснутся
но внуки на подходе, поэтому не могу не печалиться
10.05.2018 17:19:14, Tuchka
Хотела бы я посмотреть на осуществление этой идеи в сельской местности в зимний период. Или в межсезонье. Специалист с электронной картой приезжает в отдаленные населенные пункты и проводит ежемесячное часовое консультирование. Очень смешно. Это все будет только на бумажке.
Очередная профанация.
10.05.2018 19:27:25, Mама
Вы не учитываете, что в том числе и благодаря усилиям оппонентов Кудрина (направленных на увеличение рождаемости любой ценой от любых родителей) появляется множество заведомо необучаемых детей. В отсутствие государственной поддержки их горе-родителей они бы или не появились на свет или не выжили бы. Но сейчас не только выживают, но и сами вскоре начинают размножаться, ведь размножение сделали для них источником дохода. При этом их родители не несут никакой ответственности за то, что сдают в школу "не мышонка, не лягушку, а неведому зверушку", с которой совершенно не понятно, что делать и наличие
которой в школе полностью парализует школу как образовательное учреждение.

Так что я двумя руками за невмешательство государства в дела семьи, но начинать это невмешательство надо с отказа от платы за рождение. Если же за рождение ребенка тебе заплатили и ты с удовольствием получила свой "материнский капитал", пособия, бесплатный детский сад какой нибудь, будь добра отчитаться о расходовании средств. То есть предъявить государству в меру развитого ребенка. Если же его по факту нет, то деньги, наверное, надо вернуть. Воспитывать за чужие деньги паразита, который сядет на шею тем, кто его же рождение профинансировал, уже как-то слишком.
Я уже не говорю о том, что сами рабочие места таких родителей созданы искусственно. Это скрытые безработные, их сфера деятельности либо дотируется государством, либо и вовсе финансируется из бюджета. Снимите госдотации, сократите в несколько раз госаппарат, уберите государственные монополии - многим станет не до размножения.

Первые три года как раз тот возраст, когда развитие детей зависит исключительно от родителей. И если родители таковым развитием не занимаются, потом уже сделать ничего нельзя. Уверен, если открыть статистику, необходимость такого шага станет более чем очевидной. Я на уровень продвинутых относительно общей массы детей смотрю с ужасом, а тут речь идет сами знаете о ком.
Вы хотите жить в стране, большую часть населения которой будут составлять умственно отсталые? Я не хочу. Их ведь придется, извините, кормить. От них придется защищать тех, кто их кормит. Их уже, если по хорошему, больше половины, а будет еще больше.
11.05.2018 21:34:01, vbr2011
Видно сразу, что Вы совершенно не в курсе, какие и на что выплаты даются. За рождение никому и ничего не платят, там небольшие суммы, чтобы хоть как-то поддержать.
Ну и про рождаемость: я так поняла, что Вы в 80 лет собираетесь на себе страну держать вместе с сотоварищи? В здравом уме, трезвой памяти и при отличном здоровье? А уж сил-то будет сколько.
12.05.2018 14:38:23, Шиповник (экс-Василиса)
Что Вы понимаете под "держать страну"? Зачем ее вообще держать? И что такое страна? 12.05.2018 22:01:30, vbr2011
У вас есть дети? Или внуки? И что, за кого-то из них вы хоть что-то получили от государства?? Расскажите, плиз, как?!?
Материнский капитал? - его не так просто израсходовать не-понятно-на-что, он достаточно жестко контролируется государством.
Выплаты 10-15тыр за рождение ребенка - да, есть такое. И сколько на них мать сможет "жировать".

Короче, вы опять бредите?
12.05.2018 16:28:33, мимоша
Мать не жирует, она определяет ребенка в сад, который тоже ни за что кроме выживания ребенка не отвечает, и идет на работу с 9 утра до 10 вечера. Вырастает маугли. А ее никому не нужная работа так или иначе дотируется государством.
Материнский капитал и детские пособия мизерны, но и мизерные пенсии смогли убить деревню, где сыновья пропивали пенсию матерей.
12.05.2018 21:54:07, vbr2011
Н-да. Маразм крепчал... 12.05.2018 22:22:16, мимоша
???? тролль? или человек вообще не в теме? 13.05.2018 09:07:09, Свет-ОК
Не в теме. 13.05.2018 09:50:05, Шиповник (экс-Василиса)
Вы не в теме.

В Москве детский сад - это маленький заводик по производству детей- школьников. Хороший детсад - это заводик по производству детей -абитуриентов гимназий.

Попасть на этот заводик тяжело, иногда достаточно дорого содержание ребенка в нем. Нет, конечно, можно платить только за "питание", а за все остальное не платить. Тогда ребенок просто будет в углу машинки катать.

Но обычно в саду есть куча занятий. Детей делят на маленькие группы, человек по 6, и занимаются с ними.

Что было у старшей за время пребывания в детском саду:
- обычные занятия в музыкальном зале, где все вместе поют и пляшут (именно пляшут, а не танцуют) - это бесплатно;
- оркестр из простейших муз инструментов - ксилофон, разные трещотки, колокольчики (бесплатно). Ерунда, кажется, а Вы попробуйте 4х-5ти летнего научить слушать музыку и попадать в ритм
- физкультурные занятия 2 раза в неделю
- английский с 4-х лет (платно). Фигня фигней, конечно, но названия всех цветов, всех животных, приветствия-прощания ребенок к 1-му классу уже знал. И этот английский в 1-м классе пошел сам собой без всяких репетиторов.
- танцы. Это именно танцы с особым педагогом, уж не помню платно или бесплатно. Дети по Москве ездили на разные конкурсы
- подготовка к школе именно с логопедом - развитие фонетического слуха, разбор на фонемы (в курсе программ 1-го класса? и разборов йожыкоф ?) , работа по Игралочкам- Ступенькам Петерсон - подготовка к математике в школе.

На одном открытом занятии был аттракцион - дети доставали из мешочка объемные фигуры - и называли их - конус, пирамида, призма треугольная, параллелипипед, уж не помню - был ли там икосаэдр или нет, но аттракцион был эффектен :)))

- рисование, лепка, поделки - это по программе детского сада

У младшего сад был физкультурной направленности, поэтому там были:
- массаж бесплатный по показанием от ортопеда (у 90% современных детей показания есть)
- физиотерапия (по показаниям для длительно болеющих)
- физкультурные занятия
- танцы (платно)
- английский (платно)
- рисование (специальный педагог)
- лепка, поделки
- "поем и пляшем" на праздниках
- занятия с логопедом
- тоже подготовкой к школе занимались по тетрадям, но это были занятия сильно проще, чем у старшей (потом пришлось дублировать платными занятиями не в саду)

Праздники - минимум 4 раза в год, а бывали еще дополнительные свежепридуманные дни матери или дни кулинарного искусства :))), где дети готовить учились.
На праздниках обязательны костюмы (ага, родители покупали сами чаще всего), учились наизусть длинные куски прозы или стихов.

Такой объем занятий неработающая мать может обеспечить только мотаясь каждый день по городу с ребенком, как Савраска.

Недостаток сада только один, но он огромный - в саду дети болеют. И пока ребенок не перестает болеть, вот эта адаптация мучит всю семью.
13.05.2018 09:58:38, Cat-S
Вот напомнили и волосы встали дыбом... Да, было... И ведь прошли же через это...
Хотя всего один раз. Похоже пора выдавать родителям награды "за образование детей"... За каждого.
А что? Тоже идея :)
13.05.2018 16:10:15, av10
Да ну? А почему они ЕГЭ по математике в саду тогда не сдают? Если б во всех садах так было, сдавал бы в саду, а я бы остался без работы и нанимал второклассников учиться у них если не математике, так английскому.
А почему команды детских домов не конкурируют с топматшколами на олимпиадах? Исключительно генетика? По миллиону же в год на сирот тратится, если бы можно было учить за деньги и без родителей, научили бы прежде всего сирот, согласитесь.
Я действительно не в теме на счет процесса, но зато хорошо вижу результат, он нулевой.
Может быть, дело не в "объеме занятий"? Может и вовсе не нужен этот самый объем и вполне себе можно не плясать и не играть на ксилофоне. Я, например, не плясал и не играл, вроде жив и не в дурдоме, хотя многие тут готовы меня туда спровадить.
Дети (даже школьники) не производятся на "заводиках", они растут в семьях. Нормальные дети, я имею в виду.
14.05.2018 01:05:44, vbr2011
Возможно Вы и правы.
Сын отходил в 3 сада, это была моя идея. Идея социализации. И во всех трех ему было... Не плохо, но... Дома быть он любил больше!
Социализация до сих пор только с "братьями по разуму", и вообще не важно сколько лет этим "братьям". Есть те, с которыми можно говорить на одном языке и есть те, у кого другие законы.
В плане интеллекта это не дало ничего. Единственное - научился ждать пока ответят все, потому что воспитатели останавливали: "Мы знаем, что ты знаешь, пусть лучше Боря ответит!"
И в началке тоже пропускал вперед "Борю и Петю"...
Если бы их как-то сортировали, что ли!
Никаких претензий к "Петям" у меня нет, их таланты лежат в иной сфере, чем способности моего сына. И именно поэтому так неприятно смотреть когда их смешивают и сравнивают.
Спортивных, музыкальных, математических, артистичных и мечтательных...
Газонокосилка образовательной системы :(
14.05.2018 01:50:10, av10
"Если б во всех садах так было..."

Да, в некоторых садах решили сделать присмотр и уход. Но туда не идет народ, это непопулярные сады.

"А почему команды детских домов..."
Так у сирот нет родителей, который бы платили детскому дому. В садах же родители платят постоянно, за каждый чих. Детский сад - коммерческое предприятие, которое зарабатывает деньги теперь. Тут по тысяче с родителей, там по 2, тут по 1500 - вот и набегает.

Все честно! С десятком договоров, с квитанциями и подписями, что вот, мы согласны с качеством и претензий нет.

А, забыла. Очень часто артисты в детские сады приезжают. Кукольные спектакли, обычные, какие угодно. Тоже мероприятие, от которого не принято отказываться.

"Я действительно не в теме на счет процесса, но зато хорошо вижу результат, он нулевой."

Школа же еще. Растянутая началка, 5-7е, на которые внимания до последних лет вообще не обращали.

И родители только сейчас начали активно объединяться в группы - слава ватсапу - и трясти начинают школы тихонько по поводу качества предоставляемых "услуг", если мы уж разговариваем в терминологии экономики услуг. Один в поле не воин. А когда родителей 30, тут уж другой расклад получается. Важно именно активным-пассионарным в одном месте собраться.

"Я, например, не плясал и не играл, вроде жив и не в дурдоме, хотя многие тут готовы меня туда спровадить."

А Вы много чего не делали. Не писали олимпиадки. Не готовились к ЕГЭ. Тогда система была другая, с более человеческим к обычным людям лицом. Тогда не было интереса к кошельку ваших родителей или к содержимому вашей черепной коробки как к источнику баллов (т.е. денег) для сада-школы и т.д..
14.05.2018 03:23:16, Cat-S
Мы говорили о худшей части родителей, которые и не подумают платить не только за прокорм, пока жареный петух не клюнет. Потому кудринские и предлагают "петуха".
Олимпиады мы писали, хотя и меньше. И плохо, что меньше. И плохо, что репов не было, кстати. Даже, не смотря на технически образованного отца, плохо. Еще хуже, что книг не было, которые есть сейчас и что те, которые были тогда, дали поздно.
Что же касается садов и школ, я абсолютно уверен, что все упирается в уровень преподавателя. Неоткуда в садах массово взяться преподавателям уровня даже средних родителей с высшим образованием.
Но в том, что школа с 3 по 7 самое слабое звено, Вы, наверное, правы. Как раз тот возраст, когда детей вроде бы можно отдать учить полным непрофессионалам, ни в чем. Время общения с посредственностью.
15.05.2018 01:21:31, vbr2011
Не нужны проверяющие без специального образования, нужны логопеды и дефектологи в детских садах и поликлиниках. И зарплата для них хорошая, чтобы в саду было выгодней работать, чем по частным занятиям бегать.
Когда один логопед на сад - что есть он, что нет его, работать с детьми он не может
12.05.2018 18:05:20, Cat-S
Согласен. Я говорю, что их предложение имеет право на существование, нов его разумную реализацию не верю. 12.05.2018 21:56:33, vbr2011
Об чем страх-то? На наших бескрайних просторах любая инициатива завязнет.
Чиновники как писали друг другу бумажки, так и будут писать, как получали зарплату, так и будут...
Неужели кто-то верит в то, что может что-то измениться хотя бы на йоту?
Вот и хотелось поверить, но что-то не верится... Это-ж-опыт ;- /
Впрочем, встречаю все больше людей которым не наплевать на образование своих детей, что безусловно радует. Хотя... Моя выборка сильно искажена.
12.05.2018 07:14:24, av10





Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»

14.11.2018 06:43:24

7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, блоги, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!