Наши дети – наши наследники. Что можно передать наследнику?
Статус. Секреты профессии, мастерство. Связи. Имя (точнее, фамилию). Репутацию (хорошую или дурную). Ну и, конечно, материальную составляющую: имущество, активы, финансовые средства.
Почти все из перечисленного наследник, скорее всего, с радостью примет, а вот готов ли принять профессиональную эстафету? И, главное, хочет ли?
На вопрос, каким должен стать наследник, часто имеется красивый ответ: «Хорошим человеком!». И когда мы начинаем детализировать понятие «хороший человек», то появляются противоположные интерпретации. Для кого-то это добрый, душевный, отзывчивый, для кого-то энтузиаст, оптимист, жизнелюб, кому-то видится волевой, жесткий, целеустремленный лидер.
Например, ряд исследований выявил, что элита и средний класс, в первую очередь, желают в детях видеть собственные проекции: самостоятельность, ответственность, автономность, предприимчивость. Вторыми по значимости стали личностные качества: принципиальность, воля, мужество, настойчивость, благородство, любознательность, доброжелательность, благодарность. А вот уровень и качество знаний, умений и навыков оказались на третьем месте.
И родительские взгляды на процесс становления «хорошего человека» бывают разные.
• Даю полную свободу выбора, пусть делает, что хочет: «Гуляй, пока молодой!»
• Моя задача, дать ему/ей хорошее образование. А потом пусть сам(а) решает, чем ему/ей заниматься!
• Профессию пусть выбирает сам(а), главное, чтобы унаследовал(а) мои жизненные принципы и приоритеты.
• Я отдал(а) своему бизнесу столько сил, что хотел(а) бы видеть в нем/ней продолжателя моего дела!
Что касается последнего пункта, то мне приходилось часто наблюдать разочарование и досаду родителей, построивших успешный бизнес, которые не видят в наследниках своих преемников. Не интересно тем впрягаться в проекты. Зачем, ведь работа это не цель, а средство попробовать мир на вкус. Например, можно потусить, или попутешествовать. Или заняться творчеством, самопознанием, - заглянуть в собственные глубины с помощью медитаций или легких наркотиков. Финансовые возможности позволяют.
Парадокс, но дети из богатых семей имеют меньше шансов достичь серьезного успеха, чем из бедных. Казалось бы, есть много денег, связей и пр. Только действуй! Но действовать не хочется. Зачем? И так все есть. Вот и получается, что проблема наследников серьезных бизнесменов, политиков или звезд – отсутствие воли и мотивации к достижению. И именно это подчас является запросом на моих консультациях не только взрослых, но и детей: «Как захотеть, если хотеть нечего?».
Когда начинаем анализировать причины такого отношения наследников к жизни и к семейному бизнесу, то слышу типичное объяснение. Мол, зарабатывание денег отнимало/отнимает столько времени, что на воспитание ребенка его не остается. Часто расклад такой: отец погружен в бизнес, мать в светскую жизнь, или, если в разводе, пытается построить новые отношения. В такой ситуации приходится прикладывать немалые усилия для корректировки желательных приоритетов и установок своего чада. Или смириться с тем, что бизнес будет передан в другие руки.
Идеально было бы формировать модель поведения ребенка собственным примером по принципу «Начни с себя!». И это привлекательно выглядит в книжных рекомендациях и статьях, однако на практике, часто труднореализуемо. Ведь, как известно, воспитывать взрослого человека, - занятие неблагодарное. Особенно, когда родители понимают, что, сами-то они далеко не идеальны, а вот ребенка хотели бы видеть – улучшенной копией себя, без недостатков и с массой достоинств.
Работа над собой, ревизия жизненных сценариев, коммуникативных стратегий, это важно, но процесс этот небыстрый и сложный, требующий мотивации. Да вот не у всех есть такое желание и понимание необходимости самокоррекции
Дедушки и бабушки иногда выручают, а порой, наоборот, ухудшают ситуацию. Прекрасно, если могут повлиять на внуков своим достойным жизненным опытом, принципами, но чаще они просто заботятся, опекают ребенка, создают у него искаженное представление о себе и отношениях с другими. Поэтому мало кто способен стать наставником, дающим знания и навыки управления проектами, формирующими характер лидера.
Один из вариантов – обращение к специалисту, желательно с редким сочетанием компетенций психолога, коуча, педагога, бизнес консультанта. Изначально проводится ранняя профориентация, которая позволит определить и склонности, и способности, и возможности ребенка. Интересно ли ему идти по вашим стопам, способен ли он, готов ли? И если ответ – да, тогда можно начать методичную работу..
В моей практике бывают запросы на разные форматы такой работы. Обычно на регулярных сессиях мы отслеживаем и прорабатываем динамику развития установок, характера, знаний, навыков. Но иногда необходимо интегрированное, системное сопровождение ребенка.
Сергей (имя изменено) успешно управлял несколькими бизнесами, но управлять сыном не получалось. У Макара (имя изменено) были сложности в учебе, агрессивность, частые конфликты со сверстниками и педагогами. Делами отца не интересовался и просил не «грузить» его этим. Виделись они не часто. У отца была вторая семья, мать болела и большую часть времени проводила в клинике и на оздоровительных курортах.
Воспитательные опыты Сергея обычно проходили по такой схеме: провинность сына - жесткое воздействие отца - сын обижался, замыкался – чувство вины отца и задабривание или встречная обида с непродолжительным перерывом в отношениях. Разговора по душам не получалось и все обычно сводилось к демонстративно-формальному принятию сыном моральных сентенций отца.
ПРОДОЛЖЕНИЕ ВО 2 ЧАСТИ
Ваш наследник – воспитывать, развивать, сопровождать, наблюдать? 1 ч.
*** Тема анонсирована в конференции "Семейные отношения"
11.09.2020 20:47:04, Кичаев Александр