Блог пользователя Кичаев Александр

12.09.2020 09:45

Ваш наследник – воспитывать, развивать, сопровождать, наблюдать? 2 ч.

В моей практике бывают запросы на разные форматы такой работы. Обычно на регулярных сессиях мы отслеживаем и прорабатываем динамику развития установок, характера, знаний, навыков. Но иногда необходимо интегрированное, системное сопровождение ребенка.
Сергей (имя изменено) успешно управлял несколькими бизнесами, но управлять сыном не получалось. У Макара (имя изменено) были сложности в учебе, агрессивность, частые конфликты со сверстниками и педагогами. Делами отца не интересовался и просил не «грузить» его этим. Виделись они не часто. У отца была вторая семья, мать болела и большую часть времени проводила в клинике и на оздоровительных курортах.
Воспитательные опыты Сергея обычно проходили по такой схеме: провинность сына - жесткое воздействие отца - сын обижался, замыкался – чувство вины отца и задабривание или встречная обида с непродолжительным перерывом в отношениях. Разговора по душам не получалось и все обычно сводилось к демонстративно-формальному принятию сыном моральных сентенций отца.
Макара воспитывала бабушка, которая его баловала, позволяла ему все. Она сформировала у внука негативное самопредъявление (ее повышенное внимание в детстве сменилось недостатком такового в школе, и выработало потребность быть замеченным окружающими, вызывая у них раздражение, злость, а позже и страх).
Был еще гувернер, который занимался бытовыми вопросами, распорядком дня и следил за выполнением уроков и занятием спортом. Но Макар его ни во что не ставил, помыкал и манипулировал им.
Несколько месяцев он ходил ко мне на консультации. Снизилась конфликтность Макара, он разобрался с предпочтениями в сфере выбора будущей профессии. Стал осваивать техники управления гневом и стрессом. Но рекомендации и задания выполнялись отнюдь не всегда, он жаловался, что многое не успевает, не умеет придерживаться намеченных планов, расставлять приоритеты. Просьбы и советы бабушки или гувернера по-прежнему воспринимал в штыки, хотя и понимал, что они зачастую правы. И тогда отец попросил меня стать наставником, тьютором Макара.
Для начала мы разработали стратегию и индивидуальную программу личностного развития и образования Макара. Я получал регулярную обратную связь от педагогов и репетиторов. Определили цели, приоритеты. Выявили его интересы, ценности. Развивали эмоциональный интеллект. Перестроили стиль коммуникаций Макара со сверстниками, преподавателями и родителями (мы нашли другие сферы и способы привлекать к себе внимание и заслужить уважение и авторитет). Сделали аудит его внешкольного распорядка. Включили посещение выставок, музеев, спектаклей, соревнований.
Настало время, когда стало понятно, что Макар научился бесконфликтному общению, самодисциплине. Привык брать ответственность за свои действия. Освоил таймменеджмент. Макар был готов к автономности, и мы снова вернулись к поддерживающему алгоритму работы, встречаясь по мере необходимости.
Бабушка, с которой мы также параллельно работали, освоила новый для себя, партнерский стиль общения с внуком.
С Сергеем мы разобрали ролевые шаблоны в общении с сыном, которые он обычно переносил из бизнеса. Он понял, как травмировали психику маленького Макара его постоянные выяснения отношений с женой на повышенных тонах. Вспомнил, как съеживался сын, когда при нем или на него кричали, и все больше замыкался.
А еще Сергей взял за правило регулярно созваниваться или встречаться с Макаром, и уделять хотя бы минимальное время в своем расписании, чтобы быть на связи с сыном. В каждом разговоре Сергей должен был найти повод и основания, чтобы похвалить, поощрить Макара. За проступки не «ругать», а обсуждать, в технике «ты поступил не лучшим образом, а как можно было по-другому?». При этом, по возможности, ненавязчиво, увлекательно и с юмором рассказывать ему о проблемах и успехах в бизнесе, эмоционально вовлекая его в свои дела. Вскоре Макар попросил отца показать свой офис…
А как у вас складываются отношения с детьми, и как вы влияете на то, станут ли ваши дети наследниками или нахлебниками?
11.09.2020 20:47

Ваш наследник – воспитывать, развивать, сопровождать, наблюдать? 1 ч.

Наши дети – наши наследники. Что можно передать наследнику?
Статус. Секреты профессии, мастерство. Связи. Имя (точнее, фамилию). Репутацию (хорошую или дурную). Ну и, конечно, материальную составляющую: имущество, активы, финансовые средства.
Почти все из перечисленного наследник, скорее всего, с радостью примет, а вот готов ли принять профессиональную эстафету? И, главное, хочет ли?
На вопрос, каким должен стать наследник, часто имеется красивый ответ: «Хорошим человеком!». И когда мы начинаем детализировать понятие «хороший человек», то появляются противоположные интерпретации. Для кого-то это добрый, душевный, отзывчивый, для кого-то энтузиаст, оптимист, жизнелюб, кому-то видится волевой, жесткий, целеустремленный лидер.
Например, ряд исследований выявил, что элита и средний класс, в первую очередь, желают в детях видеть собственные проекции: самостоятельность, ответственность, автономность, предприимчивость. Вторыми по значимости стали личностные качества: принципиальность, воля, мужество, настойчивость, благородство, любознательность, доброжелательность, благодарность. А вот уровень и качество знаний, умений и навыков оказались на третьем месте.
И родительские взгляды на процесс становления «хорошего человека» бывают разные.
• Даю полную свободу выбора, пусть делает, что хочет: «Гуляй, пока молодой!»
• Моя задача, дать ему/ей хорошее образование. А потом пусть сам(а) решает, чем ему/ей заниматься!
• Профессию пусть выбирает сам(а), главное, чтобы унаследовал(а) мои жизненные принципы и приоритеты.
• Я отдал(а) своему бизнесу столько сил, что хотел(а) бы видеть в нем/ней продолжателя моего дела!
Что касается последнего пункта, то мне приходилось часто наблюдать разочарование и досаду родителей, построивших успешный бизнес, которые не видят в наследниках своих преемников. Не интересно тем впрягаться в проекты. Зачем, ведь работа это не цель, а средство попробовать мир на вкус. Например, можно потусить, или попутешествовать. Или заняться творчеством, самопознанием, - заглянуть в собственные глубины с помощью медитаций или легких наркотиков. Финансовые возможности позволяют.
Парадокс, но дети из богатых семей имеют меньше шансов достичь серьезного успеха, чем из бедных. Казалось бы, есть много денег, связей и пр. Только действуй! Но действовать не хочется. Зачем? И так все есть. Вот и получается, что проблема наследников серьезных бизнесменов, политиков или звезд – отсутствие воли и мотивации к достижению. И именно это подчас является запросом на моих консультациях не только взрослых, но и детей: «Как захотеть, если хотеть нечего?».
Когда начинаем анализировать причины такого отношения наследников к жизни и к семейному бизнесу, то слышу типичное объяснение. Мол, зарабатывание денег отнимало/отнимает столько времени, что на воспитание ребенка его не остается. Часто расклад такой: отец погружен в бизнес, мать в светскую жизнь, или, если в разводе, пытается построить новые отношения. В такой ситуации приходится прикладывать немалые усилия для корректировки желательных приоритетов и установок своего чада. Или смириться с тем, что бизнес будет передан в другие руки.
Идеально было бы формировать модель поведения ребенка собственным примером по принципу «Начни с себя!». И это привлекательно выглядит в книжных рекомендациях и статьях, однако на практике, часто труднореализуемо. Ведь, как известно, воспитывать взрослого человека, - занятие неблагодарное. Особенно, когда родители понимают, что, сами-то они далеко не идеальны, а вот ребенка хотели бы видеть – улучшенной копией себя, без недостатков и с массой достоинств.
Работа над собой, ревизия жизненных сценариев, коммуникативных стратегий, это важно, но процесс этот небыстрый и сложный, требующий мотивации. Да вот не у всех есть такое желание и понимание необходимости самокоррекции
Дедушки и бабушки иногда выручают, а порой, наоборот, ухудшают ситуацию. Прекрасно, если могут повлиять на внуков своим достойным жизненным опытом, принципами, но чаще они просто заботятся, опекают ребенка, создают у него искаженное представление о себе и отношениях с другими. Поэтому мало кто способен стать наставником, дающим знания и навыки управления проектами, формирующими характер лидера.
Один из вариантов – обращение к специалисту, желательно с редким сочетанием компетенций психолога, коуча, педагога, бизнес консультанта. Изначально проводится ранняя профориентация, которая позволит определить и склонности, и способности, и возможности ребенка. Интересно ли ему идти по вашим стопам, способен ли он, готов ли? И если ответ – да, тогда можно начать методичную работу..
В моей практике бывают запросы на разные форматы такой работы. Обычно на регулярных сессиях мы отслеживаем и прорабатываем динамику развития установок, характера, знаний, навыков. Но иногда необходимо интегрированное, системное сопровождение ребенка.
Сергей (имя изменено) успешно управлял несколькими бизнесами, но управлять сыном не получалось. У Макара (имя изменено) были сложности в учебе, агрессивность, частые конфликты со сверстниками и педагогами. Делами отца не интересовался и просил не «грузить» его этим. Виделись они не часто. У отца была вторая семья, мать болела и большую часть времени проводила в клинике и на оздоровительных курортах.
Воспитательные опыты Сергея обычно проходили по такой схеме: провинность сына - жесткое воздействие отца - сын обижался, замыкался – чувство вины отца и задабривание или встречная обида с непродолжительным перерывом в отношениях. Разговора по душам не получалось и все обычно сводилось к демонстративно-формальному принятию сыном моральных сентенций отца.
ПРОДОЛЖЕНИЕ ВО 2 ЧАСТИ
08.09.2020 15:24

Проснись и пой: самые лёгкие способы пробуждения по утрам. Советы любителям поспать подольше

Чтобы легче вставать по утрам, человеку необходимо создать позитивное подкрепление, считает психолог и коуч Александр Кичаев. Он советует завести приятный утренний ритуал — к примеру, позволять себе что-то вкусное.
Если человек знает, что после пробуждения его ждёт шоколадка или что-то приятное, у него будет больше желания проснуться. Человек, живущий за городом, к примеру, знает, что он встанет и вдохнёт свежесть утра. Он понимает, что это может произойти только в эту часть дня. Если регулярно повторять приятное событие, в скором времени вы перестанете просыпаться с негативными мыслями о предстоящей работе. Однако очень важно, чтобы ритуал происходил только утром. В противном случае ощущение радости от шоколадки после пробуждения будет не таким явным.
Специалист также рекомендовал проветривать комнату перед сном и внимательно относиться к выбору мелодии будильника. Её громкость должна возрастать постепенно. Следует отказаться от неприятных звуков, так как они могут вызывать у человека чувство тревоги. Психолог посоветовал попробовать ставить на будильник различные мелодии и остановиться на той, которая вызывает приятные эмоции.
Доказано, что свет является естественным пробуждающим фактором, который переключает биоритмы человека. Однако стоит понимать, что будильники с имитацией рассвета в этом случае проснуться не помогут. Связано это с тем, что интенсивность их действия очень слабая. Даже пасмурное утро лучше светового будильника.
Специалист также посоветовал спать ночью от семи до девяти часов, а утром заниматься физической активностью.
Насколько тяжело человеку будет встать с кровати зависит ещё и от того, в какой фазе сна он проснётся — быстрой или медленной.
Это связано с тем, что в это время пульс, температура и давление у человека выше, чем в остальное время отдыха.
Сомнолог отметил, что наиболее сильно организм готов к пробуждению во временном интервале от пяти до семи часов утра. Чтобы высчитать оптимальное для этого время, человеку необходимо знать, сколько длится его сонный цикл, и ставить будильник на тот час, когда тот подходит к концу. Однако на практике выяснить это очень тяжело и гаджеты, которые распознают быструю фазу сна, недостаточно точны, заявила Царева. По этой причине она рекомендовала каждый день стараться просыпаться в одно и то же время.
Если всегда просыпаться в одно и то же время, организм к этому привыкнет и будет подстраиваться под пробуждение за пять минут до будильника. Каждый второй житель мегаполиса страдает тем, что отсыпается в выходные. Для кого-то это острая необходимость и, соответственно, повод для посещения сомнолога и психолога. Если здоровый человек в выходной день встанет рано утром, в то же время, в которое он просыпается на работу, в течение дня он будет более активен, чем если бы он спал дольше.

*** Тема перенесена из конференции "Общество"
03.09.2020 14:50

Ребенок «садится в тюрьму на 10 лет»: какие шутки не рекомендует психолог перед началом учебного год

В преддверии 1 сентября психолог-коуч Александр Кичаев рассказал, как правильно подготовить ребенка к новой для него среде. Многое зависит от родителей и того, как они преподносят эту информацию ребенку.

Как отметил специалист в эфире «Авторадио-Санкт-Петербург», не стоит пугать малыша, отпуская шутки в стиле, что ребенок «садится в тюрьму на 10 лет» и теперь «будет работать, не поднимая головы».

«Первое – в ребенке нужно создавать ощущение того, что это не повинность, не обязанность, не долг перед родителями, перед семьей, а это шанс получить знания, получить образование «для того, чтобы...». То есть мотивация, правильная установка не «ты должен», а «ты очень выиграешь много в этой жизни, если будешь образованным человеком», – отметил психолог.

Также важно составить план перехода от лета к напряженному ритму, то есть дать время на переход. Важно подбадривать первоклассника разговорами о том, что родители всегда готовы ему помочь.

«Есть две крайности. Первая – гиперопека. Она чаще идет от бабушек, дедушек, мамы. Отец – он как-то так «пришел, увидел, разрубил». В этом случае ребенок не умеет брать на себя ответственность, ребенок не сможет постоять за себя в сложных ситуациях. Он становится слишком уж неуверенным в себе, то есть его ломают. Или, наоборот, у него формируется завышенная самооценка. А вторая крайность – это как раз «делай, что хочешь». В этом случае расчет на то, что ребенок сам будет виноват, если у него что-то не получится. Но ребенок с его ментальностью, с его жизненным опытом воспринимает это как некие пожелания и может натворить массу глупостей», – подчеркнул эксперт.

Именно родители первоклассников должны уделять больше внимания ребенку, когда он только начал учиться. От этого, считает эксперт, зависит его поведение в будущем.

Нужно иметь в виду, что воспитательный процесс – это в первую очередь моделирование ребенком поведения родителей. Чтобы ребенок вырос честным, порядочным, трудолюбивым, именно родители должны ему показать пример своей жизни. Важно, чтобы родители как можно раньше поняли склонности ученика к видам деятельности и способствовали его самореализации.
26.08.2020 06:45

Чтобы оставить ребенка дома одного и не переживать, нужно...

Сегодня мы выясним, что делать, когда приходится оставлять маленького ребенка одного дома. Да, оставлять ребенка одного это неправильно, да, нужно сделать все, чтобы этого не допустить. Но иногда так складываются обстоятельства, или в непростых условиях жизни другого выхода нет. Значит, нужно минимизировать последствия...

Какие страхи бывают у родителей? А вдруг он полезет в розетку, включит утюг, что-то на себя уронит? И самый распространенный страх родителей: «А вдруг придут чужие, и он откроет им дверь в квартиру!?». Как сделать так, чтобы у ребенка не было желания открывать двери кому попало?

Да, очень важно правильно занять ребенка в ваше отсутствие и подготовить его к ответственному и разумному поведению в таких ситуациях. А теперь об этом подробнее.

1. Готовьте ребенка.

a. Эмоционально окрашенные образы запретов / табу:

i. спички, электроприборы (приводим примеры + показываем мультфильм "Кошкин дом" с дальнейшим обсуждением и выводами)

ii. нельзя открывать дверь, отвечать по телефону незнакомым (приводим примеры + мультфильм "Волк и 7 козлят" с дальнейшим обсуждением и выводами)

iii. сформированный страх + чувство вины/жалость. Вина перед родителями, которые будут переживать - "мама будет плакать и искать своего ребенка!". Стах за свою жизнь и здоровье. Но, чтобы не появились фобии или комплексы – оговариваем ПОКА… КОГДА…

iv. попросите его нарисовать последствия "Неправильных" поступков / действий или нарисуйте вместе с ребенком. Повесьте рисунок на дверь с подписью: «НЕ открывай дверь! Скажи, что сейчас придут родители и откроют вам!», на кухне или в детской повесьте другой рисунок и примерный текст: «Не бери спички! Не лезь в розетку»

b. Прививка от одиночества, клаустрофобии и панических атак. Покажите упражнение от паники – глубокое дыхание., которое можно синхронизировать с тикающими часами.

c. Объясните, почему он остается один с близкими ему аргументами «Я пойду заработать денежки, чтобы купить тебе…», "я проведаю больную бабушку / подругу, ей плохо, я помогу и вернусь! - он не обижается и не злится.

2. Готовьте квартиру.

a. Нужно настроить/подготовить средства связи, внести в телефон номера всех родных, близких, знакомых - тех, кого ребенок знает, кому доверяет

b. Заглушки на розетки, фиксация предметов, которые он может уронить на себя, опрокинуть.

c. Животное, игрушка – для общения

d. Перед уходом оставьте задания – нарисовать, раскрасить, вырезать, наклеить

e. Научите включать в компьютере мультики или детский канал ТВ.

3. Важно по возможности быть в контакте – старайтесь регулярно звонить ему, попросите об этом родных, близких, соседи (если хорошие отношения), знакомых.

4. Вернувшись, не бегите сразу на кухню готовить ужин, а хотя бы минуту пообщайтесь с ребенком, узнайте, как он провел время / расскажите, что делали. А потом постепенно берите его с собой туда и продолжайте общаться, готовя еду.
25.08.2020 10:57

Переговоры с мужем о своей самореализации и его интересах

Женщина в бизнесе может быть по разным причинам. Для кого-то это способ выживания. Для кого-то – времяпрепровождение, возможность пообщаться, чем-то занять себя между делом. Но есть немало женщин, для которых бизнес – цель, самореализация. И для них важно, чтобы те, кто рядом, - понимали это, принимали и поддерживали. Вот история Ирины.

Я замужем более 10 лет. Дочка пошла в первый класс. Важное, радостное событие. Но… В свое время мы с мужем договорились, что, когда дочь станет школьницей, он поможет мне с открытием своего бизнеса. У меня есть идея проекта, и потребность быть не только хорошей женой и мамой, но и заниматься интересным для меня делом. Но он всячески меня отговаривает от этого, мол, моя идея сырая, неконкурентноспособная и это будет пустая трата денег. Когда у меня ничего не получится, я сильно огорчусь. А это скажется на мне и на атмосфере в семье.

Я не работаю, у мужа успешный бизнес. И в ответ на мои просьбы он дежурно говорил, мол, если тебе нечего делать, займись воспитанием нашего ребенка, развивай духовность, иди на йогу, научись рисовать, выучи японский язык, следи за культурными новинками, сделай интересной нашу семейную жизнь и пр.

В какой-то момент я с ним согласилась, но потом поняла, что это, конечно, все важно, но роль только «хранительницы очага» и увлечения, которые навязывает муж, мне не очень интересны. Хочется самореализации. До брака я работала Project Manager, так что опыт в бизнесе есть. И моя идея не так плоха, если над ней поработать. И главное, я хочу попробовать, потому что потом буду всю жизнь жалеть об этом. Не вижу проблем в том, чтобы совместить интересы семьи и мои личные. Они не противоречат друг другу.

Стоит ли мне настаивать на своем или смириться и принять свою роль, в которой видит меня мой муж?

Да, лучше жалеть о сделанном, чем о не сделанном. Эту тему мы часто прорабатываем на сессиях с клиентками. Найти баланс между семьей и своими увлечениями, своим делом – непросто, но возможно.

Какие варианты есть у Ирины?

1. Проглотить обиду, принять ту роль, которую отвел ей муж и сосредоточиться на семье. И да, есть большая вероятность формирования комплекса невостребованности, обиды на эгоиста-мужа. Что в итоге скажется на ее самооценке и на отношениях не лучшим образом.

2. Можно, конечно, использовать женские чары и убедить его рискнуть: «если ты меня действительно любишь!». Но в случае неудачи, Ирина получит серьезный комплекс и вооружит мужа правом больше никогда не рассматривать подобные инициативы с ее стороны.

3. Можно, для начала попросить мужа дать ей возможность развить свое направление в его компании, чтобы освежить или наработать управленческие навыки под его опекой.

Но, пожалуй, самым оптимальным будет следующее. И если вы находитесь в похожей ситуации, - не торопитесь! Отшлифуйте свой проект, просчитайте риски, возможности, ресурсы, составьте бизнес план, проконсультируйтесь со специалистами. И подготовьте блестящую презентацию для мужа, - следует понимать, что это уже будет формат: не муж – жена, а инвестор – стартапер.

При этом нужно использовать полноценный алгоритм переговоров.

· Выбрать оптимальное время и место для такого разговора.

· Подготовить вступительные и завершающие фразы, убедительную аргументацию преимуществ своего проекта.

· Настроить себя на деловой, конструктивный стиль общения.

· Быть готовой к его оппонированию, а значит, подготовить себя. Психологически. Кстати, часто подобные переговоры проваливаются из-за того, что женщина ведется на манипуляции мужчины, на его скепсис, провоцирующие реплики, троллинг, и реагирует слишком эмоционально, срывается, истерит...

· Не стоит полностью отвергать доводы мужа, ведь личностный и духовный рост - это действительно важно. При этом применяем прием расщепления аргументов, зерна отделяем от плевел: «С этим согласна, а с тем - нет…». Кстати, в манипуляциях обесценивания позиции оппонента часто декларируются благие намерения, за которыми скрыты истинные выгоды манипулятора.

На переговорах у каждой из сторон есть позиции и интересы. Позиции, это то, что демонстрирует человек, интерес, - то, что стоит за этой позицией, его цели, мотивация, желания. Муж не помогает жене в создании бизнеса – это его позиция. Но почему? Его интерес может быть в том, что он не хочет терять влияние на нее, ему удобно, чтобы жена была в финансовой зависимости от него. А может, муж бережет жену от стрессов и разочарований, которые сопровождают ведение бизнеса. Или он не верит в ее предпринимательские способности, считает, что без него проект жены обречен, и не хочет терять деньги, время и нервы, занимаясь вместо нее «ее» делами.

Кстати, подумайте, какой интерес был у Боби Аксельрода на тех переговорах с женой?

Причины и интересы мужчины, по которым он занимает именно эту позицию, могут быть разные. И женщине нужно верно определить их. И тогда она сможет точечно отрабатывать на переговорах его сомнения и возражения, и правильно его мотивировать. Нужно быть готовой к, так называемому, конфликту интересов и найти компромисс.

Важно! Опыт работы Project Manager и владельцем, первым лицом компании, это все же разная степень ответственности, задач, функционала, роли. Вы должны понимать, что берете на себя ответственность и в случае удачи, и в случае неудачи.

Взвесьте все ЗА и ПРОТИВ, и если готовы – дерзайте!

Как вести семейные переговоры, выявлять позиции и интересы партнера, выстраивать цепочку аргументов, преодолевать сомнения и возражения оппонента – это тема отдельного разговора. И об этом мы еще обязательно поговорим.
картинка
25.08.2020 05:49

Как подготовиться и сдать экзамены, ЕГЭ без стресса и страха?

Нередко тот, кто много знает не может показать хорошие результаты, т.к. успех на экзамене зависит не только от знаний, но и от умения мобилизоваться, контролировать свои эмоции, сосредоточиться, привести в порядок мысли.

Сейчас ЕГЭ – одна из самых распространенных страшилок старшеклассников, которые хотят продолжить образование. Но страх это всего лишь негативно окрашенная эмоция, функция базовых инстинктов – сигнальная, защитная, поисковая или адаптационная. Когда ретикулярная формация головного мозга выделяет энергию, чтобы справиться с некой угрозой. А скажите, представляет ли серьезную опасность для жизни плохой результат на экзамене? Если разложить предполагаемую угрозу на составляющие, то все не так уж и страшно. Ведь чего, на самом деле, боится подросток по поводу сдачи ЕГЭ?

Страх, что из-за паники будет мыслительный ступор, зажим, - не вспомню нужные правила, ошибусь в решении задачи.

· Страх не набрать «проходные» баллы для поступления в тот ВУЗ, который наметил.

· Страх разочаровать родителей, друзей, педагогов.

· Страх показаться неудачником.

Есть еще глубинные страхи и вопросы:

· А стоит ли так напрягаться ради поступления?

· А будет ли мне интересно учиться в этом ВУЗе?

· А тот ли ВУЗ я выбрал?

· А моя ли это профессия? Поможет ли она реализовать мои способности, знания, цели?

Замечу, что правильный выбор профессии часто увеличивает мотивацию и снижает уровень стресса при подготовке к ЕГЭ. Поэтому я всегда, в начале работы провожу с подростком тестирование на профориентацию.

Проблемой, мешающей подростку (и не только) реализовать свои способности и знания при подготовке и сдаче экзамена может быть СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности). А это отдельная задача в нашей работе, к которой, после диагностики желательно привлечь узких специалистов: психиатра, психоневролога и пр. Впрочем, если нет медицинских показаний, с этим может справиться и психолог.

Например, ко мне обратились родители Марины (назовем ее так) с запросом на то, что дочь не хочет никуда поступать и ее буквально заставляют готовиться к ЕГЭ. А еще она импульсивна, невнимательна, неусидчива, неуправляема, берется за несколько дел одновременно и не доводит до конца.

Неустойчивую эмоциональность Марины с детства «глушили» психотропными препаратами. И это приводило к апатии и отсутствию мотивации к развитию.

Мы с родителями Марины выяснили, важно ли, чтобы дочь был послушной и управляемой «как все», или ее особенности использовались бы как конкурентные преимущества?

Поскольку семья была, своего рода, династией юристов, то и Марине также была уготована эта профессия, с поступлением в соответствующий вуз. По итогам нашей работы приняли совместное решение, что Марине интересна журналистика. У нас был год на переориентацию предметов для сдачи. Марина получила высокие баллы на ЕГЭ и сейчас она студентка журфака.

Проблемы с ЕГЭ, это часто следствие сложностей в семье, конфликтных отношений. Поэтому большое внимание уделяем этому и детально обсуждаем с родителями отношения в семье. И конечно, стресс ребенка, это не только учеба и экзамены. Это и типичные проблемы постпубертатного периода – гормональные бури, новые желания, изменения внешности, отношения с родителями, со сверстниками. Зависимость от гаджетов и социальный аутизм, осложняющий оперирование и запоминание информации. Есть еще проблема – синдром отличника, и об этом мы поговорим отдельно.

Как управлять своим состоянием и справиться со страхами? Первым делом, нужно научиться перепрограммировать себя, свои установки. Это не конец света, а вызов. Мой организм мобилизовался, спасибо ему.

Не нужно прятаться, убегать от страха, сжимаясь, напрягаясь, нервничая. Наоборот, откройтесь ему, расслабьтесь, поговорите с ним, выясните, чего он хочет, о чем предупреждает. И выдвиньте свои аргументы, желательно в шутливой форме, с юмором. Это позволит обмануть и успокоить вашу лимбическую систему, отвечающую за эмоции и мотивацию, и отдать управление вашим состоянием неокортексу, который силен в мышлении, рациональности и логике.

На моих консультациях и тренингах участники обучаются техникам, помогающим тренировать, что называется - «на берегу» способы быстрого переключения себя из режима «страх» в режим «уверенность». И тогда можно легко и технично войти в желаемое состояние прямо перед или во время экзаменов.

Вот некоторые упражнения моего лидерского курса.
Техника «изображаем радость» - распрямляем плечи, поднимаем голову, заставляем себя улыбнуться.
Техника «глубокое дыхание», позволяющая выдохнуть страх.
Техника «выжатая губка» – напрягаем максимально все тело, как бы выжимая из себя страх на 20-30 секунд, потом резко расслабляем. И так повторяем несколько раз.
Техника «доведение до абсурда» - что самое страшное (на втором круге – нелепое) может произойти, если случится то или это?
Техника «хорошая память» - вспоминайте успешные случаи вашего поведения в сложных ситуациях, на экзамене, на выступлении. Войдите в это состояние уверенности и преодоления своих страхов. Найдите фразу, подкрепляющую это состояние, например: «Я смог справиться даже с тем-то!»
Техника «нарисую страх» - это может быть абстрактный рисунок или какое-то животное, человек, вещь. Важно чтобы изображение получилось забавным, смешным.
Чтобы основательно прокачать свои страхи, поднять самооценку, выстроить стратегию, скорректировать установки, справиться с волнением, паникой, стрессом, нужна комплексная работа (индивидуально и в группах).
Начинаем с установочной сессии с родителями, затем с ребенком - тестируем на профориентацию. Определяем, какие фобии, страхи и комплексы у подростка – причины, проявления.
При отработке периода подготовки к экзамену формируются навыки расстановки приоритетов и таймменеджмента (как справиться с «вампирами» времени и вредными занятиями, в т.ч. гаджетами), умение соблюдать тайминг при ЕГЭ. Умение переключаться из операционного режима в рефлексию, анализ и запоминание. И конечно, настройка, управление волнением и стрессом во время экзамена.
ЕГЭ может приносить удовольствие, если изменить к нему отношение и научиться превращать страх в своего союзника.
картинка


*** Тема перенесена из конференции "Подростки"
Реклама





Метки сообщений

Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»

© 2000-2020, 7я.ру.

SIA "ALP-Media", Свидетельство о регистрации СМИ №000740455. info@7ya.ru, https://www.7ya.ru/

Change privacy settings

Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена без письменного согласия компании SIA "ALP-Media" и авторов. Права авторов и издателя защищены.

30.10.2020 00:19:31

7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, блоги, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.

18+
Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!