Это вопрос, который волнует всех родителей.
Ребёнок, появившись на свет, не обладает врождённым знанием законов языка, на котором будет говорить. В определённый период своего развития он усваивает нормы и правила языка, на котором разговаривают окружающие его люди.
У младенцев и детей раннего возраста речь ещё не является ведущим средством общения, однако она стремительно развивается. На протяжении первого года жизни последовательно сменяется несколько стадий в звуковом развитии младенца. Первой звуковой реакцией является крик — врождённая реакция на действия раздражителей. В первый месяц младенцы плачут от 2 до 5 часов в сутки.
На середину второго месяца жизни младенца приходится начало гуления. Гуление — звуковые выражения ребёнком положительного эмоционального состояния. В звукосочетаниях можно различить много звуков, которые позже будут элементами членораздельной речи. В 3 месяца ребёнок начинает воспроизводить звуки и инотнацию произносимые мамой, следит за движениями её губ и пытается повторить мимику материнского лица.
С изменением строения и работы голосового тракта у ребёнка возникает возможность произнесения более сложных звуков. С 6-месячного возраста стадия гуления сменяется стадией лепета. Появляются звукосочетания типа ба, да, та. У 9-месячных детей произносимые звуковые комбинации усложняются, появляются сложные звукосочетания типа аба, огу, баба, ата.
К концу первого года жизни ребёнок обладает достаточно большим пассивным словарём. Информация накапливается при общении со взрослым.
После 1 года у ребёнка появляется речевое общение. Конечно, нет абсолютно чётких сроков возникновения и становления речи. Однако, наблюдения учёных и практиков выяснили схему сроков появления речи.
Чтобы правильно наблюдать за собственным ребёнком, чтобы не опоздать с обращением к специалисту, родители должны представлять границы этих норм.
Первые слова («бух», «дай») обычно появляются после года (1г. 3 мес.). Эти же слова выступают в роли предложений. Слоговая структура слова определяется одним слогом или повторением нескольких слогов («му», «га-га», «ту-ту»). Сосуществуют лепетные слова и слова человеческой речи, но оформленные 1 слогом или без окончаний, т. е. аморфные слова.
После 1,5 лет появляется фраза: в одном предложении объединяются два аморфных слова. Расширяется активный словарь. Уточняется слоговая структура слова: появляется больше слов в два слога (мама, папа, киса). Качество первых слов и скорость приобретения новых индивидуальны для каждого ребёнка и находятся в прямой зависимости от общего психического развития. Ребёнок может привлечь внимание словом, сообщить что-либо, потребовать. Таким образом, речь становится вовлечённой в деятельность ребёнка.
Уже с 2 лет дети начинают изменять свои высказывания, делая их более понятными собеседнику. Появляются фразы из 3-х — 4-х слов. Растёт количество глаголов, существительных, появляются прилагательные, местоимения и наречия. С 2,5 лет в предложениях появляются предлоги. Дети способны изменять интонацию в зависимости от игры и обстановки. Главное достижение ребёнка на протяжении второго года жизни — усвоение грамматических конструкций. Основной формой речи становится диалог.
Малыш начинает свободно пользоваться речью на третьем году жизни при условии, что первые два года она развивалась правильно. Появляются первые сложные предложения, множественные числа, прошлое и будущее время, усваиваются и уточняются грамматические конструкции (согласование существительных с глаголами и прилагательными).
К концу третьего года жизни ребёнок должен общаться с окружающими с помощью речи, знать своё имя, фамилию, имя мамы, имя папы, близких родственников.
Если по каким-то причинам речевая деятельность не формируется вовремя, то в дальнейшем это приводит к недоразвитию речи в той или иной степени. Правда, надо заметить, что есть категория родителей, которые, наоборот, чрезмерно торопятся, предъявляя своим детям непосильную речевую нагрузку (повторение непонятных и трудных слов, декламация сложных по содержанию и больших по объёму стихотворений, запоминание сказок и рассказов, не соответствующих возрасту и развитию ребёнка), что также негативно сказывается на развитии речи. Слишком раннее речевое развитие — большая нагрузка на нервную систему ребёнка и может привести к неврозу. Не торопите время, дайте возможность саморазвитию.
При запоздалом речевом развитии надо очень деликатно, тактично стимултровать появление речи. Разговаривайте с ребёнком неторопливо, чётко, короткими фразами, но не «передразнивая» его лепетную речь. Хорошо стимулирует речь пальчиковая гимнастика. Уже с десятимесячного возраста проводят активные упражнения для пальцев рук. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики.
При отклонении от стандартного развития всё-таки следует обратиться к помощи специалиста. Преодоление задержки темпов речевого развития требуют специально организованной коррекционной работы. Несформированность или недостаточность понимания обращённой речи, плохая дифференциация звуков речи, недостатки моторики артикуляционного аппарата или неврологические заболевания требуют помощи специалиста в форме консультативных и регулярных занятий.
Скакунова Светлана Юрьевна
логопед Детской поликлиники Литфонда
Вовремя ли заговорил мой ребёнок?
*** Тема анонсирована в конференции "Детская медицина"
30.11.2011 13:16:42, Литфонда