Наше гражданское общество в последнюю четверть века стали объектом миллиардных «инвестиций» США и других западных государств. Эти деньги — именно инвестиции, от них ждут отдачи. Какой именно? Влияния на политику государства в нужную «партнёрам» сторону.
Они заинтересованы, чтобы наша страна, не дай Бог, не сошла с пути «западного выбора» и вхождения в «семью цивилизованных народов» в роли младшего бесправного партнёра и поставщика сырья, не вернулась назад, в те времена, когда вела свою собственную независимую внешнюю и внутреннюю политику, была мощным политическим субъектом на международной арене, одним из мировых центров силы. И тут «партнёры» всемерно приходят на помощь российским реформаторам и российскому гражданскому обществу. Так называемому «гражданскому обществу», потому что в результате иностранного финансирования оказались наделёнными непропорционально большим влиянием маргинальные социальные и общественные группы, не пользующиеся поддержкой граждан России, но активно продвигающих интересы своих западных доноров.
Сегодня большая часть нашего общественно-политического пространства занята западными и клонированными ими российскими НКО.
В ситуации разворачивающийся холодной войны руководство России начинает осознавать, насколько мощным инструментом влияния являются институты гражданского общества и принимает некоторые меры.
Так, 20 ноября 2012 г. вступил в силу Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента». Он обязывает НКО, получающие финансирование из-за рубежа и при этом занимающиеся политической деятельностью, внести себя в специальный реестр, получить статус «исполняющих функции иностранного агента». В отношении таких НКО ужесточаются требования по отчетности и контролю над ними.
Международная правозащитная организация Amnesty International негодует :
«Вступление этого закона в силу будет сдерживать развитие гражданского общества (надо понимать, тех самых маргинальных, но очень влиятельных социальных и общественных групп, продвигающих интересы своих западных доноров - прим. моё) в России и, скорее всего, будет использоваться, чтобы заглушить голоса критиков, чья деятельность зачастую зависит от внешнего финансирования, которое поступает с целью обеспечения независимости от российского государства».
А в июне 2013 года Минюст получил право признавать НКО иностранными агентами по собственному усмотрению.
К тому же, по Федеральному закону «О некоммерческих организациях»: «Некоммерческая организация, за исключением политической партии, признается участвующей в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, если независимо от целей и задач, указанных в ее учредительных документах, она участвует (в том числе путем финансирования) в организации и проведении политических акций в целях воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики, а также в формировании общественного мнения в указанных целях.»
И вот 15 декабря в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента Минюста была внесена архангельская организация «Ракурс», которая занимается социально-психологической и правовой помощью лесбиянкам, геям, бисексуалам и трансгендерам.
Надо ли говорить, что это знаковое событие? Чуть ли не впервые, и совершенно обоснованно, иностранным агентом была признана так называемая «социально-ориентированная» НКО, получающая финансирование из-за рубежа и «влияющая на формирование общественного мнения в целях воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими политики».
Западные фонды, четверть века активно инвестирующие в российское гражданское общество, даже формально свернувшие свою деятельность в России, оставили здесь:
- работающие эффективные модели социальных практик (в образовании, культуре, управлении, здравоохранении, социальной сфере и т.п.), аккумулирующие, в том числе, и западный опыт и готовые к тиражированию.
- активно действующие и устойчивые институты (организации), созданные при поддержке фонда и использующие те же самые эффективные модели и технологии.
- развитую местную филантропию, воспринявшую и использующую нормы и стандарты работы, принятые в западном мире.
Какую политику в данном случае стремятся изменять НКО, подобные «Ракурсу", и насколько успешно?
Далее:
Наше гражданское общество в последнюю →
*** Тема анонсирована в конференции "Общество"
07.01.2015 22:43:27, Trotter