Кое-что о памяти под напряжением, или об "остром дефиците специалистов"
*** Тема анонсирована в конференции "Общество"
Однажды партийные вожди разгромили СССР. Но дело на этом не закончилось, а только началось. Будучи осведомлёнными в вопросах производительных сил и производственных отношений, эти деятели совершенно намеренно принялись уничтожать материально-техническую базу коммунизма. Наиболее существенной угрозой нового социального устройства они, естественно, посчитали тяжелую промышленность, сиречь производство средств производства. К числу же самых опасных производств средств производства они отнесли станкостроение. Его и уничтожили в первую очередь. Но и на этом история не кончилась.
Упомянутым вождям, а также тем, кто их сменил, потребовалось каким-то образом отстаивать свое право на жизнь и собственность в борьбе с более продвинутыми в «благородном ремесле джентльменов удачи» господами. Поэтому пришлось частично восстановить промышленность, особенно военную. Поскольку собственное станкостроение было уничтожено, вожди и их наследники закупили импортные станки и расставили по заводам.
Знакомиться с инструкциями и описаниями этого оборудования – презанимательное занятие!..
Древние умы, решая аналогичные задачи в современных им условиях, не стеснялись сочинять специальные науки, которые позволяли теоретически измерять объемы пирамид, площади полей, обрабатываемых рабами, и вести календарь разливов рек с такой точностью, которая вызывает уважение и поныне. До нового времени их наследие – базовая наука геометрии – дожила практически без изменений. В то же время многое из той базы отлаживали и совершенствовали, дополняли новыми разделами, совершенствовали методики преподавания, издавали учебники. А ученики за успешное освоение получали похвальные грамоты и дипломы с отличием. Реформа Асмолова, возжелавшего отменить совесть и остановить время, нанесла этому процессу серьезный ущерб. Кое-кто связывает начало негативных процессов с реформой образования Хинчина-Колмогорова, которые внесли в курс школьной математики приоритет логической целостности построения программ обучения. По некоторым оценкам это негативно отразилось на психологии детского обучения, и как следствие, на понимании математических дисциплин.
Но в этих реформах не удалось уничтожить достижения древних геометров. Беда пришла с другой стороны – со стороны технического прогресса. Благодаря развитию ЭВМ, к единому геометрически обусловленному точному языку техники – чертежу – прогресс добавил не только точные языки описания совокупностей взаимодействующих геометрических объектов, представленных системами автоматизированного проектирования, но и приближенные языки описания деталей – DMIS для измерительной техники, CLDATA – для описания траекторий металлорежущих инструментов, а также G-M коды для станков ЧПУ. Машиностроение постепенно перешло в режим СМУ «Вавилон-Строй». Языки смешались. Хотя некоторые продолжают с большим увлечением искать виноватых в браке, ошибках проектирования и технологии, слабой загрузке оборудования и прочих трудностях импортозамещения, используя, в том числе, непечатный язык.
Тем, кто по нужникам ищет утраченные полимеры, эта задача вполне по уму и по сердцу. Но если вдумчиво подойти к проблемам будущего, то нужно другое решение. Поиск другого решения осложнен еще и тем, что новые станки с ЧПУ изготавливались в условиях сдерживания технического прогресса, которые маркируются созданием комитетов, вроде КОКОМ, а также всевозможными директивами, принятыми в ЕС. В конструкции и программы специально вносятся такие закладки, которые всемерно замедляют изучение и эффективное применение станков с ЧПУ. Далеко не каждый сможет день за днем спокойно реагировать на предупреждения вроде такого: «После ручного вмешательства перед перезапуском станка подтвердить установки ручных абсолютных переключателей, параметров и абсолютного/инкрементного командного режима. Ввод данных с панели ввода вручную может повредить станок!». Но это еще цветочки! Представленная ниже инструкция способна привести в недоумение даже весьма суровых и опытных «бойцов»:
Вообще говоря, считается, что прошедший санкционированное обучение персонал никогда не полезет чинить станок, не отключенный от сети. Просто потому, что он прошёл это обучение. Но ничего не поделаешь! Технический прогресс в машиностроении требует жертв на алтарь электричества.
Граждан, прошедших испытания угрозами травмы, смерти, лишения премии, поломки сверхдорогого станка, уже трудно ввести в заблуждение фразами: «Интерполяция: Линейная в 5 осях (требуется лицензия на экспорт)» или «Опция KinematicsComp не может быть активирована в экспортной версии». Но от простого понимания смысла инструкции до по-настоящему эффективного использования оборудования еще очень далеко. Зато становится предельно ясно, что в станках сознательно отключаются возможности для их эффективного использования. Отключение накладывается на совершенную неприспособленность современных программ обучения в школах и ВУЗах к современным требованиям, вытекающим из уровня развития машиностроительного оборудования. Поэтому наладчики современного оборудования, поневоле сочетающие моральную стойкость летчика-испытателя с геометрическим мышлением уровня Лобачевского и навыками программирования уровня Сноудена, встречаются, мягко говоря, не часто.
Выводы из этого исследования можно сделать следующие. Реформаторов образования в духе Асмолова – гнать взашей. Вопросу обучения не только наладчиков ЧПУ, но и конструкторов, и технологов, а также высшего руководства машиностроительных заводов, современной машиностроительной геометрии – дать зеленую улицу.
В противном случае – ждать в гости бородатого террориста. Пора понять, что современная задача восстановления промышленных и профессиональных ресурсов государства имеет именно такую постановку, и решать ее иначе просто нельзя.
Алексей Фисич, РВС.