Лишь в 8 регионах РФ нет дефицита дошкольных учреждений [ссылка-1] - это Татарстан, Вологодская, Кировская, Костромская, Тамбовская, Новгородская области, Ненецкий и Чукотский автономные округа. По данным председателя Комитета по вопросам семьи Елены Мизулиной, представленным на круглом столе в Госдуме 17 ноября 2014 года [ссылка-2] , в очереди на детский сад сейчас находятся 528 тысяч детей в возрасте от трех до семи лет и около двух миллионов детей в возрасте до трех лет.
На круглом столе представители регионов и работники образовательных организаций делились опытом в развитии вариативных форм дошкольного образования. В частности, было отмечено, что расширение негосударственного сектора дошкольного образования нередко приводит к тому, что в эту сферу все шире вовлекаются люди, не имеющие специального образования и опыта работы. Это негативно отражается на качестве услуг. Кроме того, единый подход к параметрам и критериям определения качества услуг отсутствует, а практика показывает, что деятельность индивидуальных предпринимателей в этой области находится вне какого-либо контроля, за исключением налогового. По итогам встречи будут составлены рекомендации органам государственной власти и органам местного самоуправления.
Между тем, в Правительстве большое значение для ликвидации очередей в детсады придают развитию негосударственного сектора. 17 ноября прошла встреча Дмитрия Медведева с членами Экспертного совета при Правительстве [ссылка-3] , посвященная этому вопросу. По стандарту развития конкуренции в субъектах РФ, доля негосударственного сектора среди дошкольных образовательных организаций должна к 2016 году составить не менее 3% (в настоящее время она составляет 1,3%). Для этого Экспертный совет предложил ряд мер, среди которых:
- разрешить коммерческим организациям осуществлять образовательную деятельность как основной вид деятельности (сейчас по действующему законодательству статус образовательной организации могут иметь только некоммерческие организации);
- закрепить в законе субсидирование услуги по присмотру и уходу за ребенком негосударственным детским садам (сейчас такое субсидирование осуществляют лишь некоторые регионы по собственной инициативе), одновременно приравняв эту услугу к государственной;
- возвратить налоговые льготы для частных детских садов;
- учитывать стаж работников частных детских садов как педагогический, финансировать повышение их квалификации и другие меры.
На встрече прозвучало предложение разработать модель Сертификата дошкольного образования, который может быть использован для получения услуг по содержанию ребенка дошкольного возраста как в государственных, так и в частных учреждениях. По словам министра Михаила Абызова, чтобы быть эффективным, сертификат должен полностью покрывать затраты на присмотр и уход, а также на образовательную услугу. В разных регионах это может быть разная сумма, при этом уровень родительской платы, установленной на сегодняшний день регионами, сохранится. По сути, это облеченная в бумагу форма финансирования, которую удобно использовать. Родители будут сами выбирать, какими учебными заведениями воспользоваться, что позволит обеспечить более высокое качество финансируемых государством услуг по образованию ребенка и уходу за ним.
Экспертному совету совместно с Минобрнауки поручено проработать озвученные на встрече идеи и определить порядок их реализации, возможно, в формате пилотных проектов. Уже есть регионы, готовые стать площадкой для опробации проекта развития негосударственного дошкольного образования и введения Сертификата дошкольника, например, Ингушетия [ссылка-4] .
Ольга Горянина, РВС.
Как собираются развивать негосударственный сектор дошкольного образования
*** Тема анонсирована в конференции "Детские сады и дошкольное образование"
27.11.2014 00:36:14, Trotter