Отсюда: [ссылка-1] КУЛЬТУРНЫЙ ШОК РОДИТЕЛЯ
Сегодня мне на глаза попалась статья на Сибновостях под чудным названием "Красноярских детей с садика будут приобщать к культурным ценностям".
Культура облагораживает человека. И в связи с этим приведу пару строк из прочитанной мной статьи:
"Ключевая установка нового стандарта дошкольного детства - это реализация принципа разнообразия через содействие взрослых и детей ради развития способностей каждого ребенка. Дошколята должны приобщаться к ценностям нашей культуры, социализироваться в обществе, а не просто учиться писать, считать и читать."
На этих словах мне стало немного не по себе. Как понятно из текста, речь идет о новом Федеральном Государственном Образовательном Стандарте Дошкольного Образования (ФГОС ДО), введенного в рамках вступления в силу нового закона "Об образовании в РФ". Но зачем противопоставлять "культурное развитие" учебе, чтению, счету и письму?! Читаю дальше:
"Это приобщение происходит через ведущий вид детской деятельности - игру. Новый стандарт призывает, прежде всего, ценить, а не оценивать ребёнка."
Оставлю подобное заявление без комментария, дабы послушать, как все сказанное выше поясняет руководитель главного управления образования Алексей Храмцов, его слова идут далее по тексту статьи:
«Дошкольное образование должно поддерживать точку зрения на ребёнка, как на «человека играющего», многие методики и технологии будут пересмотрены и переведены с дидактического уровня на новый, игровой уровень, в котором учебный компонент будет непременно соседствовать с игровой оболочкой. Авторитаризма и строгих рамок быть не может. Увлекательное занятие, которое интересно дошколятам, не должно прерываться через 10 минут только из-за того что «так положено». Диктующая педагогика должна быть полностью изжита, её заменит более современная педагогика развития, педагогика творчества и свободы. Реализовав основные принципы нового стандарта, можно будет избежать ситуации, когда ребенку дают готовые ответы на вопросы, которых он не задавал. Стандарт дошкольного образования должен быть обращен к развитию, в котором ребенок проходит разные формы проектной деятельности, оставаясь исследователем».
А вот это уже стоит прокомментировать, вернее, перевести слова чиновника на понятный русский язык. Чиновник не договаривает (а может и сознательно умалчивает), что по новым ФГОС все воздействие на ребенка в детском саду сводится только к "организации пребывания". Причем воспитатель по факту становится "мебелью".
Например, нельзя ребенка "принуждать" рисовать. Тем более рисовать что-то по заданной теме.
Но в плане-то стоит: рисование на тему "Зима". Воспитатель - по новым ФГОС - должен взять краски/карандаши и сесть рисовать. Рядом положить нужный материал для других детей. Дети должны заинтересоваться и тоже начать рисовать, причем именно "Зиму". НО, если ребенок не хочет рисовать, а хочет бегать, прыгать, ковыряться в носу или кричать - его нельзя "принуждать, заставлять", ведь это "авторитарность" в чистом виде. Кто хочет - тот рисует. Причем, что хочет и как хочет, а кто не хочет - пусть "развивается" так... Видимо, по принципу "культурной свободы".
Господин Храмцов, опять же, ничего не говорит, что для того, чтобы невозможно было придраться к качеству такого дошкольного образования и воспитания, полностью убрали все критерии развития и методики диагностики. Теперь есть "примерные параметры, границы роста, к которым можно стремиться", а основной метод диагностики - наблюдение. То есть, вся роль воспитателя сводится к тому, чтобы не мешать вашему ребенку "стоять на ушах" и смотреть чтобы он, не дай бог, эти уши себе не сломал.
Также, по новым ФГОС:
Нельзя проводить "занятия" и выделять на них четкое время, как было раньше. Теперь, все занятия должны проходить в процессе "непосредственной образовательной деятельности", то есть игры;
Нельзя организовывать непосредственную образовательную деятельность, за столами;
Нельзя пользоваться тетрадями;
Нельзя дотрагиваться до детей. Даже обнимать, целовать, водить за руку;
Нельзя оценивать поведение детей ("ты поступил плохо" или "хорошо"). Этим мы нарушаем право детей на "только ребенку видимое индивидуальное развитие";
Нельзя рассаживать всех для совместного чтения.
Если ребенок хочет в этот момент громко кричать и бегать, перепрыгивая через ноги сидящих на ковре детей - нельзя останавливать, т. к. этим мы нарушаем его права - "ограничиваем двигательную активность, что ведет к причинению вреда здоровью".
Но самое главное то, что убирают параметры, по которым можно проконтролировать воспитателей. Ставятся рамки, не позволяющие ничего делать.
При этом снижается уровень профессионального мастерства, который дается на выходе из ВУЗа, снижается моральная мотивация деятельности, полностью "убивается" статус педагога как учителя и убивается уважение к профессии. Педагог переводится в сферу услуг, а родителей учат требовать оказания услуги, за которую они заплатили.
В такой ситуации большинство новоиспеченных педагогов решают проблему просто - проконтролировать их никто не может, "мебель" не обязана ничего добиваться. "Хотят эти дети ковыряться в носу и беситься - пусть бесятся. Нам то какое дело?"
А низкий уровень культуры и образования, морали у родителей - лишь усугубляют ситуацию.
Получается, что сейчас только "советские" педагоги - которые из моральных принципов не могут ничего не делать и смотреть на то, во что превращают детей - работают и воспитывают детей, учат их, потому что никто не может заставить "мебель стоять тихо".
Но даже те, кто приходит из ВУЗов с желанием работать, быстро "обламываются", зажатые с одной стороны начальством, которое выполняет заказ государства на разрушение образования и воспитание "стада", а с другой стороны - родителями, наученными требовать выполнения того, за что заплатили.
В общем, товарищи, всеми этими играми создаются условия "камеры хранения для детей". И уж кем теперь вырастет ваш малыш, зависит только от вас. Государство "умывает руки".
То ли это приобщение к культурным ценностям, о котором нам говорит господин Храмцов?! Родители: нам с вами говорят, что наше мнение важно!Так может пора уже его заявить?!
А вы знаете, как учат в садике ваших детей?
*** Тема анонсирована в конференции "Детские сады и дошкольное образование"
27.01.2015 15:13:07, Trotter
Нам про эти стандарты уже 2 года на собраниях родительских рассказывают, на самом деле здесь зависит все от воспитателя, "заставь дурака богу молиться, он и лоб расшибет"
27.01.2015 17:24:21, LMila
Обычно законодательно фиксируют то, что есть по факту, да. Тут даже дело не в воспитателях, а что их так в местном депортаменте учат. В статье есть пример.
Так что товарищи родители, будьте бдительны. 29.01.2015 18:19:34, Trotter
Так что товарищи родители, будьте бдительны. 29.01.2015 18:19:34, Trotter
То что ведущая деятельность у ребенка в дошкольном возрасте - игровая, это совсем не секрет и что обучение в игре наиболее эффективно тоже, задача воспитателя не принуждать ребенка заниматься, а заинтересовать его, придумать начало, допустим в случае с рисованием - ввести игрушку которой ну просто "жизненно необходимы зимние рисунки - громкий стук в дверь, воспитатель обращает внимание на это детей "ой кто это к нам пришёл?, и сделать это так мастерски и на хорошем актерском уровне, что ребенок САМ подойдет и будет участвовать в занятии, увлечь его и именно это считается высоким уровнем профессионального мастерства воспитателя еще со времен советского союза. ИМХО ничего принципиально нового в этой статье я не увидела.
27.01.2015 19:32:39, ленка
А потом приходят в первый класс вместо 6-ти в 8 лет, и всё равно не в состоянии учиться.
А почему? Ведь эти дети - не умственно отсталые, вовсе нет.
Ребёнок должен играть. Но он должен не только играть. Помните, как невролог проверял у ваших младенцев этапы развития? Так вот они есть не только у младенцев. Например, к семи годам человек должен уметь делать ОСОЗНАННОЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ усилие. А как это получится у "человека играющего"? А как станет человек играющий к совершеннолетию нормальным, если его с детского сада тормозят в развитии головного мозга? Изменим понятие нормы? А работать кто будет? 29.01.2015 18:17:20, Trotter
А почему? Ведь эти дети - не умственно отсталые, вовсе нет.
Ребёнок должен играть. Но он должен не только играть. Помните, как невролог проверял у ваших младенцев этапы развития? Так вот они есть не только у младенцев. Например, к семи годам человек должен уметь делать ОСОЗНАННОЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ усилие. А как это получится у "человека играющего"? А как станет человек играющий к совершеннолетию нормальным, если его с детского сада тормозят в развитии головного мозга? Изменим понятие нормы? А работать кто будет? 29.01.2015 18:17:20, Trotter
конечно ребенок должен не только играть, на мой взгляд здесь больше идет речь именно о всестороннем развитии на понятном ребенку уровне,а у дошкольника это именно сюжетно-ролевая игра, а этапы развития вот они:
1. Непосредственное общение младенца со взрослыми,
2. Предметно–манипулятивная деятельность в раннем детстве
3. Сюжетно–ролевая игра дошкольного возраста;
4. Учебная деятельность школьников;
5. Профессионально-учебная деятельность юности.
И самое интересное что перескочить через этап, не получиться, допустим требовать от младенца чтоб он немедленно определился с профессией (п.5). как минимум неэффективно. Об этом очень хорошо пишет советский психолог Эльконин "Психология игры" И это очень подробно изучают в педагогических вузах, особенно на дошкольных факультетах. 29.01.2015 23:52:33, ленка
1. Непосредственное общение младенца со взрослыми,
2. Предметно–манипулятивная деятельность в раннем детстве
3. Сюжетно–ролевая игра дошкольного возраста;
4. Учебная деятельность школьников;
5. Профессионально-учебная деятельность юности.
И самое интересное что перескочить через этап, не получиться, допустим требовать от младенца чтоб он немедленно определился с профессией (п.5). как минимум неэффективно. Об этом очень хорошо пишет советский психолог Эльконин "Психология игры" И это очень подробно изучают в педагогических вузах, особенно на дошкольных факультетах. 29.01.2015 23:52:33, ленка
Trotter не понимает о чём пишет. Явно не отдавая себе отчет, что в игре, особенно групповой великолепно развивается саморегуляция, тренируется произвольность, целеполагание и прочие состовляющие которые потом вполне успешно переносятся на учебную деятельность.
Я не отрицаю имеющихся проблем в образовании, но акценты она явно ставит не там. 30.01.2015 10:17:26, Люба С.
Я не отрицаю имеющихся проблем в образовании, но акценты она явно ставит не там. 30.01.2015 10:17:26, Люба С.
Давайте лучше обсудим ФГОС ДО, а не мнение некоего блогера о некоем высказывании некоего красноярского чиновника о ФГОСе.
28.01.2015 22:59:00, Медведка
Это мнение не блогера, а вот так интерпретируют ФГОС дошкольном образовании некоторых областей. Вот так там воспитателей теперь учат, и это факт.
Речь идёт в основном о вот этих пунктах:
[ссылка-1]
3.2.1. Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия:
1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
7) защита детей от всех форм физического и психического насилия
Поэтому, да необходимо их обсудить и недопускать их толкования во вред детям.
Спросите, почему толкуют вот так? О стратегии 2030 слышали? 29.01.2015 18:11:30, Trotter
Речь идёт в основном о вот этих пунктах:
[ссылка-1]
3.2.1. Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия:
1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
7) защита детей от всех форм физического и психического насилия
Поэтому, да необходимо их обсудить и недопускать их толкования во вред детям.
Спросите, почему толкуют вот так? О стратегии 2030 слышали? 29.01.2015 18:11:30, Trotter
некая футуристическая концепция "детей будущего"...настолько хорошая, насколько и непривычная для людей, которым сложно представить, что их дети будут жить в другой реальности, чем они сами. Почитайте, мне понравилась эта концепция...даже слишком...такого светлого будущего я в нашей стране с патриархальным сознанием её людей не жду никак ((
02.02.2015 14:22:20, Медведка
На практике все это будет нарушаться, к счастью. Вы когда-нибудь видели 20 играющих детей в одной комнате одновременно? Играть более-менее спокойно, без конфликтов между собой они могут 10-15 минут. Дальше начинаются драки, обиды, слезы и т.д.
Поэтому воспитатели практически вынуждены развлекать детей организованными занятиями, иначе они друг друга поубивают, образно говоря. 01.02.2015 11:20:24, Cat-S
Поэтому воспитатели практически вынуждены развлекать детей организованными занятиями, иначе они друг друга поубивают, образно говоря. 01.02.2015 11:20:24, Cat-S