Заметки из детского сада. Мы мебель?

*** Тема анонсирована в конференции "Детские сады и дошкольное образование"
В очередной раз собрали нас на совещание в стенах сада. И в очередной раз нам говорили о том, что надо работать в соответствии с новыми ФГОС.

Что же это за зверь такой, ФГОСы?

Полный текст документа здесь: [ссылка-1]

А я хочу рассказать о том, как выглядеть это должно на практике.

«Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее - Стандарт) представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию».

Сразу отмечаем, что требования – обязательные.

Стандарт опирается на Конституции РФ, законы РФ и учитывает Конвенцию ООН о правах ребенка.

Переходим к основным принципам:

Детство – самоценно, уникально само по себе без всяких условий и это надо поддерживать в его нетронутости, никак не влияя на сам процесс формирования ребенка в этом детстве.

Поддерживать надо ребенка, как уникальный субъект, личность, относиться к процессу развития гуманно и с уважением. При этом «реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка»

А теперь перевожу это на простой и понятный язык: ребенок – личность, как данность. Он уже субъект, который знает, как и где ему развиваться и только «ненарушенное внешними воздействиями» проживание детства даст ребенку возможность быть уникальным.

Но с чего это вы подумали, что уникальность – это умение читать, писать, играть на музыкальном инструменте, или писать стихи, как юный Пушкин?

Умение не считаться ни с чьим мнением – уникальность.

Умение связано и четко, не путая звуки, отсылать куда подальше родителей с их просьбой самому одеться – тоже уникальность.

И характер взаимоотношений в этот момент у педагога, родителей и ребенка должен быть «гуманистический». И все должны уважать выбор субъекта и его личностно-ориентированный путь развития.

Хотите воздействовать? Попробуйте, но, вот незадача!

По ФГОС реализация Программы ведется «в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка».

Т.е. никакого активного воздействия на «уникума» не предусматривается. Ребенок играет, познает и исследует мир и если его «природная творческая активность» вдруг проявится в направлении познания и исследования «красок, карандашей, музыки и книги», то произойдет его художественно-эстетическое развитие.

И не забывайте, на защите прав ребенка на самоценное проживание детства стоит Конвенция о защите прав детей!

Можно очень долго трактовать и расшифровывать каждый «уникальный» пункт документа, но боюсь утомить читателей. Еще только один, значимый кусочек этого «шедевра» хочется отметить:

«2.4. Программа направлена на:

создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;

на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей».

В этих ФГОС я все пытаюсь найти место воспитателя и нахожу. Там, около стеночки стоит этажерка, еще один предмет мебели, создающий условия и среду для развития дошкольника. Эта этажерка – я, воспитатель.

Иногда эта «этажерка» начинает рисовать, иногда петь, иногда читает вслух книгу – среда функционирует в надежде развить ребенка. А ребенок имеет право среагировать на «поющую мебель» и подпеть, а может и дальше задумчиво ковырять в носу, реализуя свое личное и индивидуальное право быть «главным по содержимому носа». Ведь это – уникальное звание.
01.02.2015 19:28:27, Trotter
Вы опять о том же :((( Если вам какие-то положения этого документа не нравятся, попробуйте изменить его текст на противоположный по смыслу и посмотреть, что получится. Ну, например, "4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;" заменяем на "воспрепятствование инициативе детей и т.д.". Или "5) сотрудничество Организации с семьей;" - "работа с ребенком в ДОУ без коммуникации с его семьей" Или "9) учет этнокультурной ситуации развития детей." на "работа с ребенком без учета его этнокультурной ситуации" и т.д.....Веселенький у вас выйдет "альтернативный" ФГОС )))))

"В этих ФГОС я все пытаюсь найти место воспитателя и нахожу." И я нахожу, и довольно активное. Наверное, мы разный ФГОС читаем :)) Там в каждом абзаце "построение образовательной деятельности"," поддержка инициативы", "формирование познавательных интересов" - сложно предположить, что подобные действия собираются производить в отношении "этажерки"...
Другое дело, конечно, как эти ФГОСы будут "на местах" применяться, это да. На будет хотя бы единый закон, на основании которого (наиболее активные) родители смогут требовать чего-то. Сейчас же у воспитателей в должностных обязанностях знаете что прописано? "УХОД и ПРИСМОТР". Всё! Вот где они, "этажерки"! Остальное исключительно на совести и профессионализме воспитателей. С ФГОСом, ИМХО, появляется надежда получить хоть что-то кроме этих "ухода и присмотра".
02.02.2015 14:10:32, Медведка





Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»

21.09.2018 16:06:29

7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, блоги, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!