Реализация ФГОС дошкольного образования. Закономерность или случайность?

*** Тема анонсирована в конференции "Детские сады и дошкольное образование"
Реализация ФГОС дошкольного образования. Закономерность или случайность?

Раньше в детский сад ребенка отдавали не только потому, что его не с кем было оставить дома, но и в целях постепенной подготовки к школе, смягчения перехода от вольной жизни к урочной системе обучения. Теперь подготовкой к школе, выработкой внимания, усидчивости, навыков восприятия в группе учебного материала, подаваемого взрослым, придется заниматься самим родителям. Как они это будут делать в условиях отсутствия дома детского коллектива – совершенно непонятно.

После публикации статей о том, как на практике реализовывается ФГОС дошкольного образования, появились комментарии, что опасения родителей и воспитателей надуманы, и что на самом деле ФГОС – за все хорошее, включая творческое развитие ребенка, и никак не предполагает устранения воспитателя из образовательного процесса. Обращаем внимание, что описанная практика занижения роли воспитателя до создателя развивающей среды, исключения активного воздействия на ребенка в целях его развития и постепенной подготовки к школьной урочной системе – не случайна.

Такая трактовка ФГОС вовсе не является его извращением со стороны чиновников, она полностью вытекает из принципов ФГОС и задач, для которых он разработан. Задача «формирования предпосылок учебной деятельности» ребенка, упоминаемая в Стандарте, сформулирована настолько обще, что легко включается в «развитие способностей и творческого потенциала». Ни в принципах, ни в задачах нет ничего, говорящего о воздействии на ребенка в целях его всестороннего развития, о воспитании качеств, необходимых при дальнейшем обучении на уроках в школе. Если воспитатель все-таки решит это делать, то он нарушит:

- принцип «активности ребенка в выборе»,
- принцип сохранения «самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду».
- принцип реализации образовательной программы «прежде всего в форме игры».

Именно в соответствии с этими принципами образовательная программа, по ФГОС, должна включать только «создание условий для развития ребенка» «на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками» и «создание окружающей образовательной среды». Роль педагога как авторитета, играющего активную роль в обучении, Стандартом не предусмотрена. Поэтому и в психолого-педагогических условиях, которые необходимо организовать, включено уважение взрослых к человеческому достоинству детей, но формирование у детей уважения к воспитателю нигде не упоминается.

В заключение хочется отметить, что ФГОС, заменяющий образование ребенка всего лишь созданием «образовательной среды», нарушает право ребенка на обучение, право на использование опыта взрослых людей. Только баланс между активной самостоятельной деятельностью ребенка и активным направляющим действием педагога может позволить воспитать всесторонне развитого человека.

Ольга Горянина, РВС.
04.02.2015 03:06:12,

От кого: Настройки

Вы не авторизованы. Авторизоваться

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
"Началось в колхозе утро...." Три утра, а у вас уже (или еще?) копипастный зуд ((( Давайте лучше подумаем, что мы можем сделать, чтобы для наших детей хотя бы создали, согласно ФГОСу "образовательную среду" на основе "индивидуальных особенностей", чтобы у наших детей "поддерживали инициативу", чтобы "сотрудничали с семьей", "формировали познавательные интересы и действия", добьемся"возрастной адекватности" ДО, обеспечат "преемственность ДО и ШО" и т.д. Я не хочу, чтобы моего ребенка лишали "активности в выборе", чтобы его активность была не в форме игры в первую очередь, а в какой-то иной форме (учебы что-ли???), чтобы _дошкольное_ воспитание превращалось в некий облегченные аналог школьного, а не в отдельный, особый этап его развития, в котором познание основано как раз на игре, а не тупым повторением за "педагогом, играющим активную роль в обучении". Я и в школе бы не хотела такого для детей, кстати. Наши (и ваши тоже) дети не столь глупы, как вам кажется - если им создать адекватную среду, объяснить в доступной (игровой) форме устройство этого мира, они прекрасно сами освоят всё, что им необходимо и даже больше, "насытятся" игрой в детском саду и придут в школу с гораздо большим багажом, как если бы их весь детский сад "водили строем" и держали бы за партами. 04.02.2015 09:36:56, Медведка





Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»

© 2000-2020, 7я.ру.

SIA "ALP-Media", Свидетельство о регистрации СМИ №000740455. info@7ya.ru, https://www.7ya.ru/

Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена без письменного согласия компании SIA "ALP-Media" и авторов. Права авторов и издателя защищены.

26.05.2020 07:20:23

7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, блоги, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.

18+
Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!