Максим, его сестра Лиза и невидимый бронежилет. Часть 10. Методика отработки приема «Я не один».

*** Тема анонсирована в конференции "Детская психология"
В предыдущих частях ребята несколько раз использовали прием «Я не один», целью которого является создание у потенциального злоумышленника ощущения, что ребенок в данной ситуации не один, что где-то рядом есть другие знакомые ему люди, готовые прийти ребенку на помощь. В этих условиях продолжать агрессию небезопасно, поэтому ситуация вполне может завершиться разбеганием в разные стороны к общей радости.

Предлагаются следующие принципы использования приема «Я не один».

1. Когда. Использовать его можно в любой ситуации, даже если просто «достала подружка», а девочке нужно срочно уходить. Тогда она просто говорит: «О, меня уже ждут. Ну, ладно, пока, до встречи!» После чего встает и уходит. Как правило, в данном случае прием проходит легко, так как ребенок не испытывает чувства страха.

2. Настрой. Если угроза оценивается ребенком как реальная, нужно начинать «готовить почву для приема», то есть, несмотря на страх и опасения, что «приём не пройдёт», принять максимально уверенный и даже, я бы сказал, радостный вид.

3. Походка. Для этого нужно усилием воли не замедлять скорость движения (замедление шага может быть расценено как испуг и сигнал к агрессии), а наоборот, постараться сделать походку более уверенной и стремительной. Если же от неожиданности ребенок все же притормозил или даже остановился, можно быстро нагнуться к любой ноге, быстро потереть ее, показывая, что это и стало причиной заминки, распрямиться и продолжить уверенное движение.

4. Голова, плечи. Необходимо голову держать прямо, не втягивать в плечи. Подбородок не задран вверх, как у солдат на параде, и не опущен, как у боксера в момент атаки. Нечто среднее. Плечи слегка отвести назад, при этом они будут казаться чуть шире, да и ребенок станет смотреться крупнее и увереннее. Сведенные вперед плечи сведут к нулю эффективность нашей подготовки (разве что ребенок готовит разящий удар и нарочно притворяется слабым и неуверенным, но мы сейчас этот случай-ловушку не рассматриваем).

5. Руки. Нужно заранее порепетировать положение рук: куда их девать? В карманы нежелательно, так как при стремительной атаке ребенок не успеет достать их для обороны либо для упора в случае падения. Руки обычно свободно свисают по сторонам (если в них ничего нет).

6. Ноги. Нужно стараться выработать в себе уверенную походку (см. пункт 1), для чего при движении колени должны полностью выпрямляться, чтобы не получилось «подпрыгивания». Ноги надо беречь, так как именно они помогут нам быстро убежать за подмогой либо обрушить разящие удары на агрессора (этот вариант пока тоже не рассматриваем).

7. Одежда, обувь. Если одежда неудобная, а обувь (каблуки) не предназначена для длительного бега, шансы на безболезненный выход из потенциально опасной ситуации уменьшаются. Поэтому нужно об обуви хорошо подумать. Можно до школы (или до гостей) идти на низком каблуке, на месте переобуваться. Идем домой – снова надеваем удобную для бега обувь.

8. Взгляд и голос. Вот они, оружия пролетариата, а вовсе не булыжник (и снова отметим, что булыжник из другой темы). Поняв, что «пора сматываться» или, говоря иначе, «пора выходить из потенциально опасной ситуации», ребенок мгновенно оценивает ситуацию и намечает путь отступления. Необходимо, как правило, выбирать ту область пространства, которую в данный момент противник не контролирует или контролирует слабо. Обычно это область у него за спиной. Для удобства представим, что ребенок шел на север, а противник идет ему навстречу и смотрит, соответственно, на юг.

Выполняем следующие шаги:

8.1. Если мы собираемся убегать назад вправо (на юго-восток), уверенно смотрим за правое плечо противника, то есть на северо-северо-запад. Добавляем уверенную фразу: «Вот и они!» Выбор фразы – отдельный вопрос. Пока ограничимся одной.
Противник (если мы смотрели уверенно и говорили внятно и громко) обязательно посмотрит через свое правое плечо и на секунду потеряет ребенка из виду. Тогда ребенок мгновенно «выдаёт стометровку» в направлении юго-юго-восток. Пока противник повернет голову обратно, расстояние должно быть 3-5 метров. Тут уж не нужно жалеть, что прогуливал физкультуру – убегаем в безопасном направлении, унося свой телефон и наличные деньги.

8.2. Смотреть при этом нужно именно за плечо, не переводя взгляд на противника и снова за плечо. Если смотреть, не отрываясь, шансы на то, что противник поверит, возрастают в десятки раз. Скажем так: из 10 раз 9 раз человек смотрел через плечо во время «полевых испытаний».

8.3. Если противник не поверит. Что ж, значит, плохо тренировались. Тем не менее, можно продолжать радостно поглядывать в ту же сторону (через правое плечо), давая противнику понять, что помощь близка.

8.4. Если он оглянется, никого не увидит, а мы не успеем убежать. Если мы не в пустыне, то люди есть почти везде. Нужно смотреть через правое плечо противника, стараясь направить взгляд на любого человека. Если людей пока нет, для противника нет гарантии, что наш помощник не сидит в какой-нибудь машине или не смотрел на нас из какого-нибудь окна. В любом случае, противник заволнуется, а у ребенка будут шансы выйти из ситуации без больших потерь.

8.5. И т.д.

Прием «Я не один» длится доли секунды, но описывать его нужно очень долго и подробно, а отрабатывать желательно еще дольше. Зато действует он безотказно, что для детей, что для взрослых.
Сейчас я, возможно, не до конца раскрыл тему, но общий подход, думаю, отразил.

Система ЛБР, система личной безопасности ребенка – это невидимый бронежилет, который всегда с ребенком.

Успехов вам! Пусть ваш ребенок всегда будет в безопасности.
08.06.2014 21:13:31,

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Забавно. А почему не через левое плечо ? Противник априори правша ?
А если левша ?
09.06.2014 00:06:41, Birke
Спасибо за комментарий.
В тексте написано: "Если мы собираемся убегать назад вправо (на юго-восток), уверенно смотрим за правое плечо противника..."
Наша задача сделать так, чтобы противник посмотрел в сторону, противоположную направлению нашего стремительного убегания за подмогой.
Правша, левша - вторично.

Примечание. Ребенок - не коммандос.
Просто он или подготовлен для таких ситуаций, или нет.
09.06.2014 10:25:49, Михаил Рулев
не ребенок, а командос 09.06.2014 10:13:22, Шерлок
И не жизнь, а поле боя.
Это же проще сразу удавиться чем ВСЕГДА думать, удобна ли обувь для бега и в подходящем ли для обороны положении руки.
09.06.2014 11:54:20, маугленок
Там ещё внизу была тема "что делать, если ребёнок пропал". Меня поразили советы "фотографируйте чаще своего ребёнка, чтобы, когда он пропадёт, у вас были фотографии соответствующего возраста"

Ну и логика :(
09.06.2014 12:08:33, Birke
По-Вашему, ребенок в принципе не может потеряться из виду?
Еще и за границей?
Как же его искать без фотографии?
09.06.2014 12:51:07, Михаил Рулев
У меня один раз потерялась дочка - нашлась быстро и без фотографии. Хотя потерялась знатно - сошла с корабля (!) и осталась на причале, когда корабь отплыл. 09.06.2014 16:05:42, Birke
Вот это потерялась, так потерялась! Не могли бы Вы рассказать об этом, может, в личку написать? Волновались все, наверное, жутко? 09.06.2014 18:51:27, Михаил Рулев
Могу и здесь рассказать.

Дочке только исполнилось 6 лет, мы с ней и с её братом (тогда ему было 10_ решили покататься на корабле по озеру. Маршрут занимает 2 часа, остановки друг от друга далеко.
В пути решили поесть. Поели, я стала расплачиваться с официанткой (хорошо, что дала большие чаевые) , в это время была остановка . не наша, а перед нашей.
Пока я расплачивалась , дети убежали из ресторана. Я была уверена, что дочка побежала за братом на корму (они обычно всё время вместе, и она за ним "хвостиком" ходит)

Прихожу на корму - сын есть, а дочки нет. Оказалось, что она решила, что нам надо выходить не только из ресторана, а вообще с корабля (многие пассажиры высаживались на той остановке, и она пошла в потоке) ну и высадилась.

Прошло где-то 5-10 минут, я обратилась к персоналу, корабль развернули и поплыли обратно, злобно пыхтя и зыркая на меня на тему, что "из-за ТАКИХ ВОТ МАМАШ приходится .....и т.д."

Приплыли, пока плыли передали по рации береговой службе , что ребёнок вышел один. Дочка стояла на причале сильно испуганная, но не в истерике, рядом с ней стояли люди (чужие !). женщина её ласково гладила по голове и успокаивала, показывая пальцем на наш возвращающийся корабль.

Вся акция заняла минут 15, я даже толком испугаться не успела. Но дочка получила хороший урок (она у меня иногда много на себя берёт по части неуместной самостоятельности и "я сама, я сама, я всё знаю")

Теперь говорит, что больше никогда на корабле кататься не будет.
09.06.2014 19:43:39, Birke
Потрясающе! Развернуть корабль - это сильно! И нечего им было пыхтеть. Именно на таких мамах всё и держится.
И девочка молодец! Самому главному Вы её ещё тогда научили.
Теперь она, наверное, когда к ним в класс приходит женщина-милиционер с вопросом: "Ребята, терялись ли вы когда-нибудь?" отвечает небрежно: "Да, я как-то от корабля отстала".
09.06.2014 19:52:38, Михаил Рулев
Дело происходило не в России. У нас не приходят полицейские в класс и никаких подобных вопросов детям не задают.

И предмета "ОБЖ", кстати, здесь тоже нет.

Девочка у меня кремень, это да. Я больше всего боялась, что она нарушит самое главное правило потерявшихся - "стоять ТАМ, где стоишь (где обнаружил, что потерялся). Петрановскую с ней мы тогда ещё не читали.
Но она, к счастью, стояла на пристани.
09.06.2014 20:14:49, Birke
У нас приходят. :-) Правило "стоять и ждать" дети выполняют с трудом, если им не объяснили его смысл. И личностные качества ребенка, конечно же, играют важнейшую роль. 09.06.2014 20:42:47, Михаил Рулев
Я не обьясняла (тогда). Потом обьяснила, на примере той же Петрановской. Сказала дочке, что она всё правильно сделала.

Согласна с Вами насчёт личностных качеств. У меня дочка исключительно волевая.
Другой ребёнок заорал бы в ужасе. Сын мой один раз не смог в общественном туалете (пардон) открыть защёлку, орал ТАК, я думала там незнаючто с ним :) а ему уже лет 8 было...

Поэтому, Ваши рекомендации, увы, теоретические...
09.06.2014 20:56:18, Birke
Если объяснять практику, то есть КАК этому научить, еще дольше будет и многословнее. :-)
Поэтому в основном пишу о теории, то есть о том, ЧТО, считаю, может сделать ребенок для обеспечения своей безопасности, и ЧЕМУ его могут научить родители.
Ваш положительный пример буду своим ученикам приводить в теме "Как не потеряться".
09.06.2014 21:01:22, Михаил Рулев
Я Вам ещё историю подкину. Интересно Ваше мнение.

Две девушки (по 15 лет). Дело происходит в незнакомой местности, где люди разговаривают на языке, который девушки не знают, в 12 часов ночи, в ноябре.

Девушки едут в поезде, кондуктор ошибочно назвал станцию назначения, девушки вышли и обнаружили, что стоят на незнакомой платформе, поезд с их одноклассниками и руководителями поездки отбыл. Выяснили, что это предыдущая остановка, им надо было выйти на следующей.

Сначала решили идти по рельсам и дойти до совей остановки. В конце платформе сидит компания парней лет 18-ти, на вид поддатые и необаятельные.

Одна из девушек (пугливая) сказала, что мимо НИХ она не пойдёт НИ ЗА ЧТО. Остаётся путь - идти через лес перпендикулярно путям и в расчёте выйти когда-то на параллельное путям шоссе (напоминаю, ночью, в ноябре,в юбках и щегольских сапожках (ехали с концерта органой музыки и одеты были соответствующе)

Пошли через лес, ориентируясь на далёкий огонёк (фонарь на шоссе), проваливаясь выше колен в болотистую жижу.

Вышли в итоге, к шоссе (не буду утомлять подробностями)

Что по Вашему, было разумнее - идти по путям мимо компании парней или пойти блуждать в болотистом лесу ночью ?
09.06.2014 21:38:29, Birke
Допишу, что мобильных телефонов тогда не было. 09.06.2014 21:39:26, Birke
Хочется сказать, что такого не бывает. Видимо, бывает. Если я правильно понял, телефонов у них нет, на платформе людей, кроме ребят, нет.
Ребята ведь откуда-то пришли, но девушкам непонятно, откуда. Ребята их не видят, иначе могли и в лес за ними пойти, если бы что плохое придумали.
А могли и проводить до станции, если бы оказались вменяемыми студентами Академии МВД (шутка).

Считаю их поведение наиболее безопасным, если у них не было какого-либо оружия и решимости уверенно пройти мимо ребят.
Был ли вариант дождаться помощи от группы? Ведь их сразу хватились и вполне могли отправить какого-нибудь местного полицейского на сбор поисковой бригады.
Судя по всему, незаметный обходной маневр - единственный вариант, который позволял им ощущать себя в безопасности.
09.06.2014 21:53:25, Михаил Рулев
Телефонов мобильных тогда вообще в природе не существовало, 1986 год на дворе.
Людей, кроме парней, на перроне не было.
Поезд был последний, следующий шёл чуть ли не в 2 часа ночи.
На шоссе уже у пансионата встретили вышедшего на поиски руководителя группы (учитель математики), взявшего на подмогу компанию крепких вменяемых старшеклассников :)

Понятна Ваша точка зрения, спасибо :)
09.06.2014 22:38:06, Birke
Спасибо большое. :) 09.06.2014 22:39:54, Михаил Рулев
"Что по Вашему, было разумнее" - изначально ехать в том же вагоне, что и вся группа? :)
Я, кстати, понятия не имею, что разумнее, но сама в похожих ситуациях подходила к "подвыпившим парням" и просила помощи. И мне все всегда помогали, вот такой мне достался ангел-хранитель.
Иногда еще и лекции читали "вообще, так делать нельзя, мало ли на кого попадешь, это повезло, что на нас" и помогали.
13.06.2014 15:10:27, Natalya d'*
Смысл этого правила настолько прост и очевиден, что его можно объяснить уже 3-4-летним детям. Мои, во всяком случае, понимали. 09.06.2014 21:10:08, маугленок
Вы, очевидно, и отрабатывали его не раз и не два? 09.06.2014 21:15:16, Михаил Рулев
Как раз нет. Просто объяснила один раз и потом периодически напоминала в ситуации, когда это могло понадобиться (в толпе народу, в набитом вагоне метро). 09.06.2014 21:33:23, маугленок
+ 1. какие еще отработки? 09.06.2014 21:38:33, Шерлок
+1
аналогично. СМысл прост до безобразия. Главное - чтобы ребенок сам осознал, что он _потерялся_ ))
16.06.2014 16:49:40, УникаЛьнаЯ
мой старший несколько раз терялся в разных ситуациях ( но без развернутых кораблей, слава богу), всегда сам додумывался что делать, хотя я не учила. Или учила? не помню, мож, 1 раз что то такое и сказала....
именно правило "стоять ТАМ, где стоишь" я ему говорила, но он его не соблюдает, но соблюдает другое - найти человека, внушающего доверие (охранника, полицейского, вообщем," человека в форме") и "сдаться".
Каждый раз когда я приходила его забирать, мне докладывали "сам подошел и сдался "я потерялся".
Вот это правило я не помню, чтоб учила. Помню, при поездке в Англию говорила, но он и до нее терялся и "сам сдавался".
12.06.2014 03:09:30, Natalya d'*
Прекрасное обучение! 12.06.2014 10:03:36, Михаил Рулев
это стандартный совет всех поисковых и прочих служб. и на самом деле бывает, что нет свежих фото, а дети бысто меняются внешне 09.06.2014 13:01:27, Шерлок
Вы правы, иногда приходится искать ребенка по его фотографии 2-хлетней давности. Наличие свежих фотографий как раз-таки способствует тому, что дети не теряются, так как родители, сделав фотографии, обычно предпринимают и другие превентивные действия: помогают ребенку выучить мамин номер телефона, учат разбираться в людях и выбирать тех, кто сможет помочь, и т.д. После хорошей подготовки фотографии остаются в альбоме невостребованными (в этом и был смысл), потому что ребенок перестраивает свое мышление и уже сам наблюдает за тем, чтобы не потеряться. С такими детьми нет проблем в поездке. 09.06.2014 15:15:20, Михаил Рулев
тут вы ошибаетесь) наличие фото говорит лишь о том, что родители любят фотографировать. ну у некоторых родителей, не желающих из ребенка параноика сделать 09.06.2014 15:37:49, Шерлок
Что Вам так нравится слово "параноик"? Если ребенка правильно и грамотно обучать, что делают тысячи и тысячи родителей, вырастает ребенок, умеющий обеспечить собственную безопасность. Параноик получается у родителей, не желающих "заморачиваться" на проблеме обучения и пугающих детей "злыми дядями, с которыми нельзя уходить". Если ребенок испугался, они считают, что дело сделано. А ребенок начинает всего бояться. Он знает, чего делать не надо (не надо уходить), но он не знает, что надо делать. Может и паранойя развиться.
У обученного ребенка паранойя никогда не возникает.
09.06.2014 18:41:24, Михаил Рулев
а с чего вы взяли, что другие запугивают? есть базовые установки. их достаточно. а думать, что надо переобуться в удобную обувь чтобы если что было удобно уходить от преследования, идя из школы, паранойя и есть. и опасная иллюзия безопасности. настоящего злоумышленника ребенок не победит, а такой вот обученный, еще чего доброго решит проверить кто кого, вместо того чтобы сразу громко мама орать 09.06.2014 18:46:26, Шерлок
Ваши выводы никак не связаны с моими материалами. Видимо, кто-то Вам так сказал. "Базовые установки" - слишком общие фразы; Вы всё равно переходите к конкретике: вот так стоишь, вот сюда уходишь.
Или ребенку самому придется уже там, на улице, все это додумывать.

Если школьница ходит до школы и обратно на каблуках, цокая на всю улицу и передвигаясь со скоростью черепахи, она должна иметь план на случай нападения плохих девчонок, обутых в кроссовки.
Если у нее есть план - это отлично! Но какой? Убежать - трудно, орать (и это правильно) - может подмога немного не успеть, с ног собьют (если бы она бежала подмоге навстречу, была бы, может, цела и невредима).
Конечно, вероятность этой ситуации невысока. Но чем выше каблуки, тем больше вероятность, так как злоумышленники свои шансы и шансы школьницы оценивают мгновенно.
А то, что дети "строят из себя героя", так это без всякого обучения видно.

Обучение должно научить ребенка оценивать обстановку и шансы сторон; тогда он "выделываться", может быть, и не станет.
09.06.2014 19:15:33, Михаил Рулев
вы про какую школьницу на каблуках? 7-11 лет? у вас все тексты - как спастись от "банд нью-йорка" 09.06.2014 19:59:52, Шерлок
Не обобщайте, пожалуйста, не обобщайте. Разные темы.
Мне всегда было интересно, а что делать детям, если все то, что написано в общих рекомендациях, им не помогло, и противник - вот он, рядом?
Я разговаривал с разными категориями населения, и вывод таков: "Хорошо подготовленный ребенок практически неуязвим". Но для этого нужна, как Вы верно отметили (Вы поразительно точны в наблюдениях), спецназовская подготовка, чтобы можно было избежать конфронтации, в том числе, и с "бандами Нью-Йорка".
Таких детей очень мало.
Тех, кто может виртуозно обманывать, убегать, придумывать приемы (типа "Я не один"), и при этом сам не стал хулиганом - один-два в классе.
Обучить нескольких ребят в ходе систематических занятий - можно. Проверено.
В основном у большинства - базовые знания (конечно, не навыки, и даже, чаще всего, не умения). И это хорошо, а то есть и полностью провально подготовленные дети.
Учить своих детей - задача родителей.

А каблуки в 7-11 лет - обычное дело сейчас. На выпускных в младших классах чего только дети не надевали!
но по улицам, думаю, на них они одни все равно не ходили.
09.06.2014 20:35:40, Михаил Рулев
против кого неуязвим хорошо подготовленный ребенок? против мелкого хулигана? или маньяка? или киднепера профессионального? против хулигана - ваши меры избыточны, против других - увы, не помогут. а эти разные категории населения - это кто? как вы проверяете свое обучение? я сильно надеюсь, что на деле проверять не приходилось 09.06.2014 21:00:23, Шерлок
Я спрашиваю регулярно о том, что с ребятами случалось. С родителями беседую. Фактов мало, но есть очень интересные, хоть рассказы пиши.
Кстати, хорошая мысль.
"Неуязвим" - это ИКР, идеальный конечный результат подготовки.
Против хулигана, кстати, они порой тушуются, так как нападать и драться я их не учу (учимся обороняться и вырываться), а убегать они часто не считают нужным (дети!).
Что касается маньяка, тема эта сложная и беседую я по ней только с родителями.
Детям не надо говорить все эти слова, которыми нас щедро радуют СМИ.
Я обычно использую такие термины, как "злоумышленник", "потенциальный злоумышленник", незнакомый человек, "какой-то дядя", "какая-то тётя".
Если ребенок четко знает, что он с незнакомыми людьми разговаривать точно не будет, он уйдет и от хулигана, и от маньяка (которого невозможно отличить от обычного прохожего).
Профессиональный похититель же и ребенка унесет, и нас с Вами, если мы не будем к этому готовы.
Опасность такого рода можно спрогнозировать (большие шальные деньги, ответственная профессиональная деятельность по громким делам, громкая ссора с опасным человеком и т.д.) Если что-либо подобное произошло - опасность резко возрастает. Нужно переходить на другой уровень личной безопасности, становясь для профессионала "трудной добычей". И стараться уладить конфликт, из-за которого так резко выросла опасность.
Посмотрев новости (я их целую книгу насобирал) видно, что детей уводят на ровном месте, и никакой проффи не нужен. Обучить ребенка - и больше двух третей опасностей никогда ему не будут всерьез угрожать.
Гарантий нет - одни вероятности.
09.06.2014 21:14:28, Михаил Рулев
мало фактов. я так и думала. но обобщений много 09.06.2014 21:28:46, Шерлок
Хотите факты? 09.06.2014 21:29:33, Михаил Рулев
единичные случаи бывают, разумеется. впрочем, если какой малыш убежал от злоумышленника, применив все эти навыки, а не просто отвернулся в толпе от не понравившегося дядечки, то интересно, да 09.06.2014 21:33:20, Шерлок
Мне рассказывали несколько случаев. Я, говоря о фактах, имел в виду свй сборник новостей из Интернета о происшествиях и их причинах. Вы, видимо, другое имеете в виду. Я, к сожалению, не понял. 09.06.2014 21:42:08, Михаил Рулев
Можно не думать. Тогда в случае опасной ситуации останется надеяться на милость агрессора.
А можно предвидеть большинство возможных ситуаций и жить в свое удовольствие, избегая большинства опасностей и не страдая от собственной недальновидности.
09.06.2014 12:54:12, Михаил Рулев
вы не избегать советуете. а выбираться из них 09.06.2014 12:59:35, Шерлок
По одной статье трудно судить о системе. Основной акцент я всегда делаю на профилактику попадания в потенциально опасные ситуации. Если бы Вы прочитали другие мои материалы, Вы бы, думаю, не были столь категоричны. 09.06.2014 15:18:23, Михаил Рулев
да если бы по одной. вы же не впервые на эту тему постите 09.06.2014 15:36:42, Шерлок
Тематика самая разная. Может, Вы одну-две видели. Дело не в этом. В данной статье рассматривается конкретный прием. 09.06.2014 18:36:30, Михаил Рулев
да у вас они все такие. спецназ отдыхает) 09.06.2014 18:41:58, Шерлок
...И нервно курит в сторонке. Хотя нет, не курит, ибо теперь нельзя. 09.06.2014 19:04:08, Михаил Рулев
Избегать опасностей - это не отказываться от обуви на каблуках и от рук в карманах, а просто не ходить одному туда\в такое время, где может угрожать реальная опасность. Потому что если она, опасность, случится - ребенок в любом случае окажется слабее взрослого.
А средь бела дня в людном месте можно ходить как угодно.
09.06.2014 15:07:49, маугленок
Ребенок обычно оказывается слабее взрослого, но ему ничто не мешает быть хитрее, быстрее, внезапнее и смелее.
Средь бела дня могут окружить на людном месте и попытаться отнять телефон и деньги.
Нужно быть настроенным на противодействие в любое время и в любом месте.

Кстати, прием "Я не один" действует и в случае окружения в людном месте. Одна девочка в такой ситуации громко крикнула: "Мама, я здесь! Чего им надо?" Шпанистые дети, как по команде, растворились в толпе, а ребенок забежал в первый же магазин и оттуда связался с родителями.

К сожалению, на людной улице тоже могут быть проблемы.
09.06.2014 15:24:21, Михаил Рулев
На противодействие в случае, когда отнимают телефон?! Да вы что... 09.06.2014 15:34:55, УникаЛьнаЯ
Если ребенок посчитает, что безопаснее отдать телефон, он так и должен сделать. Необходимо научить его реально оценивать ситуацию. 09.06.2014 18:31:42, Михаил Рулев
ну-ну... удачи. 10.06.2014 01:27:26, УникаЛьнаЯ
Спасибо! 10.06.2014 06:41:39, Михаил Рулев
кругом враги. что это за улицы такие, интересно. в любом случае, нормальные родители скажут - отдай ты этот телефон, а не изображай шпиона 09.06.2014 15:36:12, Шерлок
"Кругом враги..."
Это вы уже придумываете. Нет такого в статье. Рассмотрен вариант поведения, при котором ребенок решает, что нужно убегать и ничего не отдавать. Если же он решит, что шансов нет, то телефон можно и отдать.
09.06.2014 18:34:38, Михаил Рулев
я вас читаю - Средь бела дня могут окружить на людном месте и попытаться отнять телефон и деньги 09.06.2014 18:35:56, Шерлок
Могут. Но если ребенок подготовлен, он либо избежит этой ситуации, либо сможет из нее выкрутиться. Обычно все обученные избегают. 09.06.2014 19:01:27, Михаил Рулев
расправив плечи, ага 09.06.2014 19:05:23, Шерлок
Плечи - это обязательно. Взрослым тоже помогает. Развернутые плечи дают ребенку сигнал: "Я смогу справиться с этой ситуацией. (Как доктор прописал) как мама научила". 09.06.2014 19:32:00, Михаил Рулев
А закричать "люди! помогите! убивают" и одновременно побежать неважно куда выпучив глаза недостаточно?
И всё таки, сколько лет всем этим детям, ктр делают вид что они с мамой, а на самом деле одни?
Если я считаю, что на улице днем в толпе моему ребенку грозит опасность, я его буду везде за ручку водить, и никаких "мама" кричать не придется.
12.06.2014 02:55:47, Natalya d'*
Ребенок один может ходить лишь тогда, когда он убедит родителей, что сможет сам обеспечить свою безопасность. До этого момента, считаю, отпускать ребенка одного - играть в лотерею. Можно и проиграть.
Прием "Я не один" могут использовать дети с 7 лет. Могут и раньше, если выполнено первое условие, и ему можно гулять одному.
Что кричать - решает ребенок по ситуации. Для начала нужно с ним выучить несколько слов: "Мама! Папа" Пацаны! Рекс, ко мене!" и т.д.
12.06.2014 10:00:04, Михаил Рулев
"Мама!!!" или "Помогите!!!" достаточно.Главное в этой ситуации - КРИЧАТЬ и призывать к себе внимание. Что , к сожалению, делают далеко не все дети :( 12.06.2014 10:09:17, Birke
Дети очень редко кричат в своей жизни. Навык теряется. Необходимо находить для ребенка возможность поорать в свое удовольствие. На природе, на празднике. Можно дома, забравшись в шкаф. Важно, чтобы ребенок был убежден, что кричать в потенциально опасной ситуации можно и нужно, просто необходимо! 12.06.2014 10:15:05, Михаил Рулев
О-О-О, у нас в семье сей навык не потерялся :), он прогрессирует и совершенствуется :)) 12.06.2014 11:54:51, Birke
Мания преследования чудится в таком количестве странных правил и навязанном непрерывном представлении "опасной ситуации".
Лучшшая ЛБР - здравомыслящие родители, кмк. Которые учат общим правилам поведения, в случае потенциально опасной ситуации или возраста ребенка встречают-провожают его, не дают больше самостоятельности, чем ребенок может сам взять.

Кроме того, совершенно непонятно, какая ситуация у вас расценивается как "опасная" - просто встреченный взрослый? Заговоривший? Если ребенок стоит свободно, обсуждает что-то с потенциальным "агрессором", может уйти? Зачем этот запутанный алгоритм в штатной ситуации, т.е. пока агрессию не проявили? Можно просто уйти, извинившись, прервать разговор, не отвечать, - что угодно. А если _уже_ напали - тогда все эти театральные взгляды и реплики точно не нужны.
09.06.2014 13:09:17, УникаЛьнаЯ
Ваше последнее предложение как раз и описывает рассматриваемую ситуацию - уже напали. Вот тогда-то этот прием и пригодится.

Чтобы взгляды и реплики не были театральными, нужно их отрабатывать.

Здравомыслящие родители - это те, что обучают правилам безопасного поведения, в том числе и этим приемам.

Подошедший незнакомый человек - однозначно требует осторожного обращения. Чем младше ребенок - тем четче действия: посмотрел - отошел - сказал "извините" - ушел.

Разве взрослые разговаривают с незнакомыми людьми так же, как со знакомыми?
Слово "мания" в диалогах обычно возникает от незнания правил поведения и нервозности при обсуждении потенциально опасных ситуаций.
09.06.2014 15:04:59, Михаил Рулев
Обычно родители следят за детьми. Далее с нашего детства есть два правила: "никогда не разговаривай с незнакомцами" и "если кто-то навязчиво пытается заговорить-задержать, с криком "папа, я здесь!" убегай". Все. Зачем вы настолько все усложняете, я, в общем, тоже понимаю и надеюсь, что ваш курс пользуется спросом. Также надеюсь, что вашим ученикам никогда не прдется это применять на практике, ибо алгоритмы, гм... странные. Хотя трудно не применять, если "правила" предполагают непрерывное ожидание опасной ситуации...

Кстати, а пункт про каблуки на какой возраст детей рассчитан?
09.06.2014 15:27:58, УникаЛьнаЯ
"Усложняете", "алгоритмы... странные" - безосновательно.
Безопасность ребенка, если мы говорим о результате, вынужденно сложна для взрослых, но должна быть понятна и легка для ребенка.
Я не могу выкинуть практически ни одного пункта из предлагаемых мной алгоритмов без ухудшения результата для ребенка.

Никто опасную ситуацию не ждет.

Ее не будет у обученного и подготовленного ребенка.

Скажите, зачем туристу знать правила оказания первой помощи, если он не собирается ломать в походе ногу?
Спросите любого опытного походника - он вам все про переломы расскажет, хотя может признаться, что ни разу знания не пригодились.

Родители для того и обучают ребенка, чтобы он смог распознать опасность и предотвратить ее.
Попав в переделку, он должен уметь избежать большой опасности, а "влипнув по полной" - решительно действовать, защищаясь, убегая и рассказывая знакомым взрослым.

Я считаю, не нужно усложнять.
09.06.2014 15:40:58, Михаил Рулев
Ее не будет у обученного и подготовленного ребенка - самообман и иллюзии. но можно этим утешаться 09.06.2014 15:47:11, Шерлок
Страх - будет, осознание реальности - будет. Паранойи - не будет.
Самообман и иллюзии - у родителей, считающих, что обучение детей правилам безопасного поведения можно ограничить парой бесед и выдачей общих рекомендаций.
09.06.2014 18:45:08, Михаил Рулев
т.е. вы настаиваете, что первоклашке надо постоянно держать в голове идею удобной обуви для побега от злоумышленника, а не красивых туфелек, к примеру, и это никак не скажется на ее мироощущении? 09.06.2014 18:58:38, Шерлок
Красивые туфельки, кстати, имеют низкую подошву и приспособлены и для игр, и для бега, и для учебы.А думать об этом должны родители. Если они считают, что ребенок, который один ходит в школу, должен уметь обеспечить собственную безопасность, они подумают и об обуви.
Первоклассница вообще не должна думать о злоумышленниках! вы правы, думать надо о туфельках и о том, как Сережке с первой парты о чувствах рассказать - может, стукнуть его?
Она должна просто знать правила безопасности и неукоснительно их соблюдать: ждать родителей в школе; если идет домой одна - по сторонам поглядываем, с маршрута не сворачиваем, в случае чего заходим в специально выбранное безопасное место по пути следования (банк, стоматология, магазин) и либо пережидаем ситуацию, либо звоним маме.
Эти проблемы - туфельки, Сережки и выбор обуви для дороги домой - должны быть, считаю, для нее проблемами одного уровня. Спокойно и деловито решаем одну за другой. И живем, никого особо не боясь, но зная, что люди бывают разные, и что вести себя с ними надо тоже по-разному.
09.06.2014 19:29:47, Михаил Рулев
как это "туфельки, Сережки и выбор обуви для дороги домой - должны быть, считаю, для нее проблемами одного уровня"? туфельки и есть для дороги в норме. а вот вы именно что предлагали оценивать их удобство с определенной точки зрения. вы уж не путайтесь 09.06.2014 19:57:58, Шерлок
Я не путаюсь (стараюсь). Я стараюсь донести идеи разными способами.
Удобством туфелек для бега должны заниматься родители. Они и должны предложить свои варианты обуви. Не будут же они покупать ребенку обувь только на каблуке? Хотя всяко бывает.
Для ребенка (особенно для маленького, 6-7-8 лет)соблюдение правил безопасного поведения должно быть обычным делом, таким, как выбор туфелек или общение с одноклассником. Тогда он их будет выполнять без излишнего напряжения.
Не будет ни паранойи, ни беспечности, будет безопасное поведение уверенного в себе ребенка.
09.06.2014 20:06:22, Михаил Рулев
для таких маленьких ваши правила - плечи-ноги-руки-юг-восток смысла не имеют. если их начать этим грузить - как сороконожка, запутаются. основных правил для таких малышей - 2-3. и все 09.06.2014 20:19:42, Шерлок
Я же север-юг для примера сказал, чтобы взрослым понятно было без рисунка - куда смотреть, куда бежать. Во время сюжетно-ролевой игры с ребенком, конечно же, нет ни севера, ни юга. Объясняем на месте.
Совершенно согласен с Вами, чем младше ребенок - тем меньше правил. Прием "Я не один" изучать с маленькими бесполезно; они просто не сыграют, как надо. К тому же у них другой мир, в котором рядом всегда есть знакомый взрослый. А вот познакомить их с понятиями "незнакомый человек" - "знакомый человек" необходимо и своевременно.
09.06.2014 20:48:52, Михаил Рулев
кто же из родителей этого не делает 09.06.2014 20:50:49, Шерлок
Вы не поверите - есть такие. И их немало.
Я думаю, Вы и сами таких знаете и порой недоумеваете: чем они думают?
Парадокс в том, что активным обучением своих детей занимаются чаще всего родители, у которых дети и так, вроде бы, хорошо подготовлены. Но обучение продолжается, уже на более высоком уровне. Дети такие иногда жалуются: "Почему я должен гулять с младшим, со мной бы кто погулял!" То есть мама доверяет ему братика и уверена, что он знает, что делать в случае форс-мажора.
Может, для того и обучает его она?
09.06.2014 20:56:33, Михаил Рулев
я не знаю родителей ни первого, ни второго свойства 09.06.2014 21:24:09, Шерлок
Я с ними общаюсь регулярно. 09.06.2014 21:28:02, Михаил Рулев
с родителями, которые не говорят детям - не уходи с незнакомым? и где вы их только находите 09.06.2014 21:31:37, Шерлок
В школе. 09.06.2014 21:33:09, Михаил Рулев
вы их спросили - и они ответили: никогда ничего такого ребенку не говорили и даже не думали. так что ли? 09.06.2014 21:38:00, Шерлок
"Вы не поверите - есть такие. И их немало" - есть, есть, только они в интеренте не сидят, а водку пьют, так что зря распинаетесь, ОНИ всё равно не прочитают. 12.06.2014 02:52:30, Natalya d'*
Я не "распинаюсь", я делом занимаюсь. 12.06.2014 09:55:20, Михаил Рулев
Безосновательно, конечно. Как и ваша уверенность в необходимости такого нагромождения "правил". Ваше мнение - мое мнение, не больше.

Правила оказания первой помощи знать должны все, почему только туристы-то? Им, правилам этим, и учат, начиная со школы. У вас такие странные представления...

И еще раз - вы про какой возраст ребенка говорите?
09.06.2014 15:48:20, УникаЛьнаЯ
Я говорю о возрасте 7-11 лет, о младшем школьном возрасте. Сложно должно быть взрослым, потому что они должны объяснить правила безопасного поведения детям простым и понятным языком, на примерах и с практикой. 09.06.2014 18:47:56, Михаил Рулев
В этом возрасте ребенку не надо "уметь делать вид что он не один", в России детей этого возраста везде и так за ручку водят. 12.06.2014 02:50:23, Natalya d'*
Вы излишне категоричны. Уверен, Вы сами знаете немало детей, которые гуляют одни. 12.06.2014 10:01:33, Михаил Рулев
Знаю, но там родители не парятся и не собираются париться безопастностью ребенка.
А те, кто парятся, водят до 11 лет за ручку, а не "учат приемам".
12.06.2014 10:49:37, Natalya d'*
Я знаю десятки родителей, "водящих за ручку" и одновременно обучающих своих детей правилам безопасного поведения, чтобы в тот момент, когда ребенок начнет ходить по улицам один, он был готов. Так и нужно делать. И они именно "учат приемам", потому что подготовка не ограничивается общими фразами. Всегда присутствует эффективная конкретика. Один грамотно проведенный прием может свести опасность до нулевого уровня.
Можно ребенка не "учить приемам". Тогда остается надеяться на школу и на уличных товарищей, которые, может, чему ребенка и научат. Но это родители не смогут контролировать, хотя, думаю, большинство пап и мам хотят быть лично убеждены, что их ребенок отлично подготовлен к улице.
12.06.2014 13:16:00, Михаил Рулев
Мои знакомые перестают "водить за ручку" в возрасте, когда большинство перестает. То есть ребенок опять ходит не один, а, в этот раз, с группой сверстников.
Получается, опять учить "что делать, если ты один" не надо.
А вообще везде соломки не подстелишь.
Сколько в России в год бьются насмерть на машинах в возрасте 18-25? А ведь это точно не от того что никто им не сказал "соблюдай правила дорожного движения и будь внимателен за рулем".
12.06.2014 14:59:45, Natalya d'*
"...учить "что делать, если ты один" не надо...".

Надо - не надо... Это решают сами родители и ребенок.

Розовые очки: "ребенок всегда с кем-то" могут сильно помешать ему, когда он останется с противником один на один и не будет держать в голове ни одного возможного сценария поведения.

Такой подход снимает ответственность в родителей, что весьма удобно. "Мы зарабатываем деньги, ты уж, как-нибудь, сам там...
Или мы сознательно и качественно готовим ребенка к самостоятельной жизни, или он готовится сам где-то и с кем-то, без гарантий качества.

Хотим ли мы отпускать подготовку своего ребенка на волю случая?
Решать родителям.
12.06.2014 15:07:56, Михаил Рулев
Вы на мой вопрос не ответили - что делать с теми, кому всё обьяснили, а они всё равно делают по своему? И дома под замок их фиг посадишь, ибо им уже больше 18?
Розовые очки у вас, если вы думаете, что дети это такие создания, что им надо всего навсего "сказать и показать", а дальше они вас будут слушаться.
Я вот (к вопросу Birke выше) абсолютно не помню, ходила ли я куда то одна, а не с группой, но зато отлично помню, что лет с 12 родителей НЕ слушалась.
В том числе и в том что касается безопасности - я сама для себя решала рисковать. Прекрасно знала что "вот это, это и это опасно" и ВЫБИРАЛА рисковать.
Фраза про "гарантии" понравилась. Верте дальше, что у вас там какие то "гарантии" есть.
13.06.2014 00:48:44, Natalya d'*
Если у родителей нет контакта с ребенком, он будет делать то, что хочет, часто всё наоборот, пытаясь родителям досадить.
Нужно найти силы и время, чтобы стать ребенку другом. Тогда он, ценя эти отношения, будет и правила безопасности выполнять.
Гарантии могут быть только на то, что родители делают сами - то есть на качественное обучение, как и написано.
А гарантий безопасности нет ни у кого, ни у детей, ни у самих родителей.
Вот вероятность того, что всё будет хорошо возрастает при качественном обучении многократно.
Обученный ребенок по-другому смотрит на мир, спокойнее, увереннее, и это "считывают" все окружающие.
Родители, обучающие своих детей, тоже по-другому смотрят на мир, спокойнее и увереннее, и этот настрой передается ребенку, делая его еще более спокойным и уверенным и т.д.
Это проявляется во всем: в поведении, в поступках. И конечно, это сказывается на результатах - самым положительным образом.
13.06.2014 09:45:46, Михаил Рулев
а сколько у вас детей? что вы так уверены в причинно-следственных связях? 13.06.2014 11:49:44, Шерлок
Читайте книги, наблюдайте, общайтесь со специалистами, работайте с детьми и их родителями в течение 20 лет - и будете уверены. 13.06.2014 13:19:41, Михаил Рулев
т.е. детей нет? я так и думала 13.06.2014 13:26:38, Шерлок
А у Вас? 13.06.2014 13:33:30, Михаил Рулев
у меня 2 13.06.2014 13:38:15, Шерлок
А как Вы их обучаете? Расскажите, пожалуйста! 13.06.2014 13:40:26, Михаил Рулев
безопасности? стандартно. с чужими не ходить. если показалось, что кто-то может пристать - обратиться к взрослому, зайти в общественное место. в метро - не подходить к краю, если кто пьяный шатается - пропускать, держаться в стороне и т.д. все обычно, по ситуации. никаких иных тренингов черепашек-ниндзя. но и иллюзий, что все будет сделано, как сказано, не питаю. лишь очень надеюсь 13.06.2014 13:50:04, Шерлок
Спасибо. Не знаю, где Вы видели черепашек-ниндзя... Конечно, я обсуждаю приемы, требующие подготовки и определенных человеческих качеств. Но это как и с личной безопасностью взрослых. Кто хочет эффективности - знакомится, пробует, тестирует, принимает или отказывается.
Желаю Вам успехов в обучении Ваших детей. Верьте, что они будут делать то, что Вы им говорите, развивая эти идеи и видоизменяя с учетом особенностей различных ситуаций. Пусть всё будет хорошо.
13.06.2014 14:04:47, Михаил Рулев
за пожелания - спасибо 13.06.2014 14:11:08, Шерлок
Мне очень важна обратная связь, особенно конструктивно-критическая, как от Вас. Это показывает мне, над чем нужно подумать, что изменить, подать по-другому, от чего отказаться. За одну такую конференцию я прохожу повышение квалификации, обмениваясь опытом с главными учителями по безопасности - с заинтересованными и неравнодушными родителями. 13.06.2014 14:37:11, Михаил Рулев
Вы бы тогда несколько по-другому формулировали Ваши темы.

Не "надо делать ....так-то и так-то" (один "юго-запад" чего стоит :))

а "как Вы инструктируете детей на темы безопасности"
13.06.2014 17:06:00, Birke
Согласен с Вами. Нотации никто не любит, даже если и говорится что-то интересное.
Да и слово "инструктаж" часто не нравится, поэтому я его и не использую.
"Север-юг" я предложил исключительно для того, чтобы можно было быстро описать ситуацию, поскольку в данном случае крайне важно, кто куда смотрит.
Я никогда на практике не используя такие обозначения, так как на занятии для участников есть другие ориентиры: окно, дверь, плакат.

Всегда детей и родителей предупреждаю: вы не обязаны так поступать, но, если посчитаете возможным, можете так сделать.
Это не догма, а вариант поведения.
Даже в предложенной ситуации таких вариантов, кроме "Я не один", не связанных с физическим противодействием, минимум четыре.
Для себя взрослые, кстати, просят озвучить все варианты; для детей же часто ограничиваются общими рекомендациями. Почему так - очень интересно.

Самое интересное для меня - опыт других людей, поскольку об успешных выходах из опасных ситуаций пресса не пишет. Пишет сами понимаете о каких итогах.
Обмен успешным опытом - верный путь для обогащения собственных систем семейной безопасности.
13.06.2014 17:27:47, Михаил Рулев
Вам надо собрать статистику успеха.

Причём, брать ситуации, где ребёнок сам справился (выпутался), а не "случайно повезло - мимо как раз проезжала милицейская (полицейская) машина , в которой сидели четверо грамотных внимательных и неравнодушных полицейских, один из которых был серебряными призёром чемпионата мира по метанию молота, а другой - по бегу с препятствиями"
13.06.2014 17:50:12, Birke
Рассказанная на этой конференции ситуация с разворотом корабля займет достойное место в этом списке. 13.06.2014 17:52:14, Михаил Рулев
а там ребенку ничего не грозило 13.06.2014 18:27:39, Шерлок
Н-ну..заслуга ребёнка в этой истории только в том, что она осталась стоять на причале, а не побрела с каким-нибудь "доброхотом" в глубь материка.
Ну и в том, что не стала истерить и биться. Больше ни в чём.

Эта история про то, как тут реагируют на подобное ЧП. У наших друзей один раз сын потерялся, так там ещё круче было :)
13.06.2014 22:59:11, Birke
Да ну прям - все ходят исключительно с группой сверстников. Вы себя вспомните - Вы ходили всегда и везде с кем-то ? Я - нет. Ну,иногда, если кто-то по пути со мной шёл.

Мой сын, например, ездит на тренировки в соседний город - на поезде и без сверстников :). С 9-ти лет.
12.06.2014 17:42:28, Birke
Вот я подумала, что есть замечательная книга Л. Петрановской "Что делать, если...". Абсолютно гениально написано - предельно чётко, ясно, кратко и без паранойи.

Ваши выкладки многословны, надуманны, запутанны (одна только рекомендация насчёт того, куда заглядывать и где искать юго-восток и это РЕБЁНКУ, в стрессовой ситуации !)

короче, я своим детям выбираю Петрановскую.
09.06.2014 16:11:12, Birke
Я тоже выбираю Петрановскую. Подходы разные. Любой элемент можно разбить на составляющие и усовершенствовать каждую из составляющих.
Опустил ребенок плечи, замедлил шаг - злоумышленники могут "считать" нерешительность, неуверенность и - подойдут.
В той же ситуации ребенок расправил плечи - посмотрели, решили, что не стоит связываться - и не подошли.

В уличных столкновениях часто решают мелочи.
В этих мелочах должны разбираться родители, а детям надо рассказывать все просто и понятно, в виде игры, сценок.

Все должно быть как можно более просто - но не проще.
09.06.2014 18:58:32, Михаил Рулев
Давненько вас не было видно :)))) 09.06.2014 18:40:54, Дикая хозяйка
Да уж. 09.06.2014 19:03:06, Михаил Рулев
Спасибо!
Конечно хочется думать, что опасная ситуация в принципе невозможна, но лучше заранее подстелить соломку. Если ребенок отработает навыки, больше шансов, что он не растеряется и сумеет ими воспользоваться в экстремальной ситуации.
11.06.2014 10:56:24, ЛюбимицаКлаппа
Если грамотно продумать возможные ситуации, разобрать их с ребенком без запугивания, но с обсуждением и обдумыванием, ребенок в них чаще всего не попадёт или перестает попадать, если такая проблема была ранее. Ну, а если уж попал, то теперь он знает, что делать, и выходит из них с минимальными потерями, а обычно и вовсе без потерь. 11.06.2014 17:03:53, Михаил Рулев
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!