Статья дня

Что такое хорошо и что такое плохо?

*** Тема анонсирована в конференции "Детская психология"
картинка

С того времени, когда наши образовательные учреждения освободили от воспитательной функции, уничтожили детское телевидение и детские печатные издания, выполняющие воспитательную и культурную функцию, воспитание дети стали получать исключительно в семье. И поскольку ценностная вертикаль в обществе была повреждена, идеология уничтожена, то в каждой семье стали воспитывать своих чад кто во что горазд. Учитывая общую тенденцию на освобождение общества и личности от «тяжкого бремени» морали и коллективистских «заморочек», это воспитание во многих семьях стало походить на натаскивание по принципу «выживает сильнейший» или «человек человеку — волк». Родители с гордостью (!) рассказывают о том, что их детям «палец в рот не клади — откусят» и что они не робкого десятка. Конечно, лучше быть смелым и не робеть перед лицом трудности или поставленной цели. Но в данном случае речь идет об элементарной наглости. Что такое «нельзя» родители объясняют в основном, когда речь идет о безопасности их детей - «нельзя пальцы в розетку совать», «нельзя из окна вылезать, а то упадешь». Что же касается отношений ребенка с другими ребятами... нельзя только одно — быть "лузером". И тут все средства хороши. Ни раз наблюдала такую картину на детских площадках: один малыш толкает другого, потому что тот либо не дает ему желанную игрушку, либо просто демонстрируя силу. Родители обидчика зачастую на это никак не реагируют, воспринимая это как норму (ведь не на их ребенка замахнулись). Становится понятно, почему немного подрастая, так воспитанные дети не имеют понятия о том, что малышей надо защищать, а девочек нельзя обижать, что плохо смеяться над неудачами других, а хорошо по-товарищески позвать в игру и заступиться, если хулиган попытается обидеть. Да и как разобраться, что это именно хулиган, а не продвинутая креативная личность, если границы между добром и злом размыты. Хулиганы были и в советское время, но тогда вещи назывались своими именами, и было ясно, что таким быть стыдно, плохо.
Часто родители убеждены в том, что хорошие игрушки, современные гаджеты, карманные деньги, развлечения и вкусная пища достаточны для того, чтобы ребенок ответил им благодарностью и хорошим поведением. Но средства для формирования нужного поведения могут превратиться в цель, что, в свою очередь, порождает угодничество и заискивание.
В.А.Сухомлинский писал: «...очень важно, чтобы положительная общественная оценка достоинства личности выражалась не в премиях, наградах и т.п., не сравнением достоинств одного с недостатками другого (выделено мною). Такая оценка вместо коллективизма воспитывает детский карьеризм, опасный тем, что он таит в себе духовный заряд на всю жизнь: из маленького карьериста вырастает большой негодяй». (Сухомлинский В.А. «Сердце отдаю детям»)
Очень важно научить ребенка сочувствию и сопереживанию, чтобы при виде страдающего или несправедливо обиженного человека, ребенок стремился прийти на помощь и получал положительные эмоции от того, что он облегчил состояние другого. Помогая другим, маленький человек будет и к себе испытывать уважение и чувство собственного достоинства. Лучший человек, как писал Л.Н.Толстой, тот, который живет преимущественно чужими чувствами и своими мыслями.
Формирование чувства справедливости невозможно без разделения «хорошо» и «плохо». Это с детства должно закладываться, в первую очередь, родителями, в соответствии с общепринятыми ценностями. Ведь часто бывает так, что наблюдая за неприглядным по отношению к другим поведением своих чад, родители прекрасно знают, что так-то плохо. Но, разводя руками, говорят, что в наше время иначе не выживешь. Вот и получается замкнутый круг, преодолеть который можно только восстановив ценностную вертикаль, культуру и вернув в образование нравственно-воспитательную составляющую.
29.08.2015 23:16:34,

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Вы когда телевизор последний раз включали? А в книжный заходили? зайдите уже, а потом вещайте про "уничтожили"....
ужас какой...
31.08.2015 15:59:53, СиреневаяЛеди
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!