Как просмотр телевизора влияет на интеллектуальные способности?
*** Тема анонсирована в конференции "Детская психология"
Важнейшим психическим процессом, оказывающим большое влияние на развитие интеллекта, является внимание.
Внимание — это сосредоточенность и направленность психики в определенный момент на определенном объекте.
Внимание сопровождает все познавательные процессы человека. Есть у внимания некоторые характеристики. Нас пока интересуют только две: устойчивость и скорость переключения внимания.
Все характеристики внимания важны, никакая из них не является отрицательной или превалирующей над другими. Все эти характеристики должны в норме присутствовать в достаточном количестве. Когда есть перекос, например, в сторону устойчивости внимания, то человек начинает сильно застревать на объекте, в той или иной степени зацикливается на нем, что в пределе уже становится патологией.
Противоположный спектр проблем возникает при пониженной устойчивости внимания. Или по-научному, неустойчивости внимании. Тогда человек не способен сосредоточиться на чем-либо продолжительное время, он все время отвлекается, и соответственно, он не способен эффективно вести какую-либо деятельность.
Когда человек смотрит телевизор, он на протяжении длительного времени видит с большой скоростью меняющиеся картинки. Причем в последние несколько лет скорость смены изображения резко возросла. Если вы сравните нынешние кинофильмы, сделанные практически в виде клипов, и сравните с кинофильмами девяностых годов, то увидите, что последние гораздо менее динамичны. Ну а фильмы восьмидесятых годов и ранее современные дети вообще считают скучными и очень медленными. Скорость смены одной картинки на другую выросла в несколько раз.
Рассмотрим, что происходит с мозгом ребенка, когда он смотрит современную видеопродукцию. Мозг привыкает к высокой скорости передачи информации, его внимание постоянно переключается с одного изображения на другое. Темп роста переключаемости внимания увеличивается. Слишком высокий темп роста переключаемости дается за счет снижения устойчивости внимания. А это, в свою очередь, приводит к тому, что глубина проработки информации падает.
Я хочу сосредоточиться на проблемах внимания у детей, хотя, по моим наблюдениям, взрослые, выросшие в эпоху, когда телевидение находилось в зачаточном состоянии, сейчас тоже испытывают трудности со сосредоточением внимания на длительное время. Однако, детский мозг, тем не менее, находится в процессе формирования, поэтому окружающая среда оказывает на него большее влияние.
По данным специалистов, сейчас количество детей, страдающих дефицитом внимания, значительно возросло. Не думаю, что телевизор это единственная причина данного явления. Но то, что это одна из важных причин, несомненно.
Жанна Тачмамедова, психолог, РВС