[ссылка-1]
Ситуация, когда детей подталкивают к совершению суицида, достаточно нова и необычна. Конечно, в криминальной практике давно существует понятие «доведение до самоубийства», но никогда еще это явление не имело характер массовой и международной убийственно опасной детской «игры».
И все же важно понимать, что склонить к самоубийству в большинстве случаев можно только если человек внутренне готов к этому. Предсуицидальному периоду предшествует длительная психотравмирующая ситуация, приводящая к дезадаптации человека, к потере им способности справиться с проблемой.
Процесс внутренней подготовки человека к совершению самоубийства во многом зависит от личностных особенностей человека.
У людей тревожно-мнительных в период реализации суицидальных намерений много сомнений, они очень чувствительны к любым внешним воздействиям, и внешние события могут как подтолкнуть их, так и отпугнуть от суицида.
У людей с жесткими личностными установками сначала много сомнений, но когда они приходят к решению, они уже не сомневаются. У них наступает период зловещего успокоения и они больше не восприимчивы к внешним воздействиям.
Возбудимые и импульсивные люди могут среагировать на травмирующую ситуацию и совершить самоубийство очень быстро, без всякого планирования.
Существует пять ведущих мотивов суицидов, описанных в психиатрической практике: призыв, протест, избегание, самонаказание, отказ.
Избегание. Это мотив совершения суицида от безысходности. Он является способом выхода из невыносимой ситуации. Цель такого суицида — уйти от невыносимых страданий, перестать чувствовать тревогу и отчаяние, прекратить поток тяжелых мыслей. Этот мотив характерен для лиц старше 30 лет. Он является наиболее распространенным.
Самонаказание. Суицид совершается от чувства вины и стыда. Обычно совершаются жестоким способом (самоповешение, падение с высоты). Чаще женщины подобные самоубийства совершаются женщинами после 30 лет.
Еще один типичный мотив суицида - Отказ. Человек стремится прекратить свое существование, потому что потерял смысл жизни. Так бывает, когда человек потерял близкого или стал инвалидом. Совершению самоубийства из этого мотива предшествует выраженное депрессивное состояние. Такой мотив часто характерен для лиц старше 40 лет.
Теперь рассмотрим последние два мотива для самоубийства, свойственные молодым людям.
Призыв. Попытка суицида обычно носит демонстративный характер. Часто это способ подростка обратить внимание на свою проблему. Как правило, человек рассказывает о намерении совершить самоубийство своим близким. О летальном исходе люди из этой группы обычно не думают.
Протест. Попытка суицида совершается на фоне гнева, с целью наказать виновных. На первых этапах подросток может нанести себе самоповреждения, часто в приступе слепой ярости, в режиме «короткого замыкания». Мотив характерен для возбудимых и импульсивных личностей.
Теперь рассмотрим приемы, которые используют устроители игр в «синего кита», толкающие детей на самоубийство.
Человеку очень нелегко решиться убить себя. Что должны сделать манипуляторы? Они должны дать подростку как можно больше мотивов для саморазрушения. Ребенка мучает душевная боль, страх или гнев? «После самоубийства они прекратятся», внушают манипуляторы. Наступит мир и покой (вспомним растиражированный образ плывущего в морских глубинах кита).
Подростка мучает чувство одиночества? «Там ты будешь не один», - внушают манипуляторы («мы вместе, ты мой кит, а я - твой» ). Образ смерти романтизируется, делается привлекательным.
Умирать страшно? Значит, надо внушить противоположный мотив — страх, что посчитают слабаком и неудачником. Страх причинить себе вред постепенно снимается множеством многоступенчатых заданий, во время которых ребенок должен рисковать и причинять себе мелкий вред. Такие задания также являются методом постепенного подчинения ребенка власти манипулятору.
Перед совершением самоубийства человек находится в «туннельном» состоянии сознания, когда всего его мысли сконцентрированы на суициде. Именно в этот момент борьба мотивов сходит на нет. Детей намеренно вводят в это состояние сознания. Им запрещают общаться с близкими. Часто люди, выжившие после неудачной попытки суицида, заявляют: «Если рядом были бы мои близкие, то я не смог бы это сделать». Еще способы сужения сознания: детей заставляют слушать депрессивную трансовую музыку, им выдвигают жесткие безапелляционные требования, не дающие размышлять и развернуться борьбе мотивов.
Однако, несмотря на множество способов манипуляции сознанием, далеко не все дети способны дойти до конца. Известно, что в некоторых случаях на последнем шаге подросткам «помогали» довершить дело - столкнуть с крыши здания, токлнуть под машину и т. д.
Подростковость - это период серьезного возрастного кризиса. Благодаря психологической неустойчивости, сопровождающей этот кризис, подростка легче склонить к суициду, чем взрослого человека.
Очень важно, что широкое распространение темы суицида в СМИ также способствует повышению количества самоубийств. В социологии известен так называемый «эффект Вертера» - эпидемии самоубийств, возникающей после самоубийства, освещенного в СМИ или в популярном художественном произведении.
Каковы же способы бороться с этим явлением? Совершенно очевидно, что школьные программы профилактики суицидов (предложения о введении таких уроков в младших классах уже прозвучали со стороны московского департамента здравоохранения, например) никак ситуацию не изменят. Они только сконцентрируют внимание ребенка на теме суицидов, взбудоражат его воображение.
Лечить нужно не симптомы, а болезнь. Детские суициды и массовый интерес детей к этой теме — это симптомы болезни общества,в котором растут эти дети. Об этой болезни современного общества весьма точно написал крупный австрийский психолог Виктор Франкл: «Утрата смысла жизни – основная проблема современного общества, все остальные проблемы из нее проистекают». Навязанные обществу смысловые суррогаты в виде бесконечных потребительских гонок не могут заглушить в людях тоску по настоящим большим смыслам и только наращивают стремление людей к саморазрушению.
Исходя из поставленного диагноза и нужно бороться с такой проблемой, как детские и взрослые суициды.
Защитой от самоубийств должны стать пробуждение и укрепление в сознании ребенка воли к жизни, перенаправлении его внимания на смыслообразующие аспекты человеческой жизни. Детям ( и обществу в целом) надо дать образ будущего. Положительный образ, наполненный действительно большими целями и делами.
Жанна Тачмамедова, клинический психолог, РВС.
Спасти детей: какие болезни общества требуют лечения?
*** Тема анонсирована в конференции "Детская психология"
25.03.2018 19:46:57, Trotter