С тех пор как персональные компьютеры и смартфоны стали общедоступными, в мире наступила цифровая эра. Почти каждая семья теперь имеет доступ в интернет, и через глобальную сеть подключена к социальным сетям, а также к большому числу цифровых ресурсов и развлечений.
Трудно переоценить, какое огромное влияние гаджеты оказали на современных детей. Раньше дворы были местом, где дети гуляли, играли, занимались спортом, дружили и общались друг с другом. Теперь их во многом заменили видеоигры и социальные сети. Можно было бы пожать плечами и сказать, что такие перемены неизбежны, однако слишком многие родители уже столкнулись с печальными последствиями цифровой социализации детей.
Вопрос о том, какое влияние оказывают гаджеты на детскую психику, интересует ученых из разных стран, и результаты их исследований оказываются неутешительными. Цифровая деменция (или цифровое слабоумие) ? это термин, предложенный немецким нейробиологом Манфредом Спитцером для описания негативного влияния гаджетов на умственные способности человека. Цифровая деменция не имеет прямого отношения к заболеванию деменция. Роднит их то, что и та, и другая связаны с ухудшением памяти, концентрации и прочих когнитивных способностей. Но если деменция поражает в основном пожилых, то цифровая деменция, напротив, наблюдается у подростков и двадцатилетних молодых людей.
В Южной Корее, где уровень цифровых технологий один из самых высоких в мире, врачи считают, что цифровая перегрузка крайне негативно влияет на человеческий мозг. По их словам, у молодых людей массово наблюдается снижение умственных способностей, во многом схожее с тем, которое происходит у людей после инсульта или тяжелой травмы головы.
Серьезными исследованиями влияния гаджетов на детей занимались ученые и специалисты в США. По словам американского невролога Кэролайн Брокингтон, одна из причин, по которой современные молодые люди страдают от ухудшения памяти, заключается в том, что они больше не чувствуют потребности в запоминании информации. Они перестали полагаться на собственный мозг для того, чтобы что-то запоминать. Между тем мозг необходимо упражнять, потому что мыслительная работа улучшает его кровообращение, и чем больше мы тренируем память, тем лучше она становится.
По словам Брокингтон, лучший способ учиться ? это читать бумажную (а не экранную!) книгу, а затем пытаться вспомнить и осмыслить информацию, не прибегая к помощи технологий. «Не стоит всё время заходить в интернет в поисках ответов», ? предупреждает невролог.
Интересные сведения на этот счет приводит доцент психологии и директор Лаборатории мышления и памяти Университета Невады в Лас-Вегасе Дэвид Коупленд. По его словам, исследования 2011 и 2016 годов показывают, что при наличии интернета человек не склонен напрягать собственную память. Он ищет определенные сведения, но запоминает не саму информацию, а место, где ее можно найти. Технология как бы становится источником внешней памяти, но происходит это в ущерб собственной памяти человека.
Другая серьезная проблема, которая возникает из-за постоянного использования гаджетов, связана с потерей концентрации. Согласно исследованию, проведенному технологической компанией Asurion, средний американец заглядывает в свой смартфон 96 раз в день. Данные этой же компании показали, что люди в возрасте от 18 до 24 лет делают это еще чаще ? почти 200 раз за один день. Это означает, что молодые люди постоянно прерываются ради того, чтобы заглянуть в смартфон. При столь частных переключениях с одной задачи на другую, о какой концентрации может идти речь?
Исследования Стэнфордского университета показали, что «многозадачность», связанная с частым переключением с одной задачи на другую, значительно снижает качество и производительность труда. Еще более красноречивым оказалось исследование ученых из Лондонского университета, которое показывает, что люди, которые выполняют несколько умственных задач, постоянно переключаясь между ними, испытывают временное снижение уровня интеллекта (IQ) в среднем на 15 баллов. Такое же снижение интеллекта происходит, например, когда человек провел ночь без сна.
Кому-то из старшего поколения может показаться странным, что работа с такой «умной» и сложной техникой, как компьютер или смартфон, не развивает мозг ребенка, а делает нечто прямо обратное. На самом деле ничего удивительного в этом нет. Ведь вопрос не в технологиях, а в том, как мы используем собственный мозг.
Бельгийский нейропсихиатр Тео Компернолле говорит, что в мозгу у человека есть три когнитивные системы. Первая система ? это рефлексивный или «думающий» мозг. Она связана с нашей способностью планировать, решать задачи, что-то придумывать. «Думающий» мозг неторопливый. Для него требуется концентрация на задаче, он не может работать, если человек всё время прерывается. Вторая система ? рефлекторный мозг. Он способен быстро реагировать на внешние стимулы ? на то, что происходит здесь и сейчас. Третья система ? «архивирующий» мозг. Она связана с сохранением и упорядочиванием информации в нашей долгосрочной памяти. Эта система работает в «фоновом» режиме, однако только лишь в том случае, если мозг не загружен другими задачами.
Если компьютеры и смартфоны используются молодым человеком для безудержного потребления цифрового контента (видеоигр, соцсетей, коротких видео, забавных картинок), если ради этого он постоянно прерывается, «убегая» от реальной жизни в гаджет, то ни о какой работе «думающего» мозга говорить не приходится.
Негативное влияние гаджетов распространяется не только на память и концентрацию, но и на способность строить отношения с другими людьми. Показателен эксперимент, проведенный учеными из отделения психологии Калифорнийского государственного университета в Лос-Анджелесе в 2014 году. Исследователей интересовало, как повлияет на коммуникативные навыки современных подростков время, которое они проведут вдали от гаджетов и интернета.
Ученые организовали два детских лагеря для подростков в возрасте от 11 до 13 лет. В каждом лагере находилось около пятидесяти детей. В одном из них детям запрещалось пользоваться телевизором, компьютерами и мобильными телефонами, в другом не было никаких ограничений.
Читать далее: [ссылка-1]
Цифровое слабоумие — детская болезнь XXI века
*** Тема анонсирована в конференции "Подростки"
23.10.2021 09:36:09, Trotter