За каждым поступком, который совершает ребёнок, даже за самым неблаговидным, всегда спрятан какой-то мотив, то есть те истинные причины, почему человек поступает так-то и так-то.
Ребёнок швырнул палкой в кошку. Плохо это? Отвратительно. Ребёнок швырнул палкой в кошку, которая подбиралась к раненной птице. Плохо это? Гмм-м-м…тут надо подумать.
Если в первом случае мы можем сказать, что ребёнок поступает жестоко по отношению к животному, то во втором, скорее всего, он поступает необдуманно (просто не додумался, что кошку можно спугнуть иначе).
И что получается? А то, что один и тот же поступок ребёнка требует от взрослого совершенно разной реакции.
Вот с этой точки зрения надо и смотреть на наказание. Не как на крутые меры, которые мы вынуждены принять, а как на способ правильно сориентировать юного человека, помочь ему разобраться в «плохо» и «хорошо», а по сути - законах и правилах этого мира.