О платном родительстве. Часть 2
*** Тема анонсирована в конференции "Общество"
Продолжение анализа закона о фостерных семьях [ссылка-1]
(Начало здесь [ссылка-2] )
О риске повторной травматизации
Доведенный до пределв формализм отношений между сиротой и приемным родителем, то есть на самом деле уже даже не родителем, а социальным воспитателем, а также возможность легко отказаться от ребенка приводит к тому, что такое устройство ребенка часто становится именно временным, дети начинают много раз перемещаться из одной семьи в другую. Опыт стран, в которых подобные формы заботы о сиротах давно реализуются показывает, что процент отказа от детей (в США по данным разных исследователей до 40% детей перемещается из одной семьи в другую несколько раз) весьма существенен, а ситуации, когда дети-сироты много раз меняют семью, стали многочисленными и обыденными [3].
О существенном росте количества возвратов детей говорят и наши специалисты. Считается, что причиной увеличения количества возвратов детей усыновителями стало финансовое вознаграждение [4]. Часто дети-сироты еще до попадания в приемную семью уже страдают от большого количества психологически проблем. Фостерные родители\воспитатели не справляются с ребенком и отказываются от него, тем самым усугубляя его трудности. В следующую семью он попадает еще более нарушенным. Профессионализм «родителей» не сможет исправить ситуацию, не сможет помочь детям, имеющим глубокие эмоциональные нарушения, потому что исцеляют не педагогические знания и умения, а опыт теплых эмоциональных и непрерывных отношений.
Риск нарушения условий формирования привязанностей
Сам факт возможности отказа от ребенка атакует описанный в первой частиважнейших фактор непрерывности отношений, ответственный за формирование здоровых форм привязанности. Этот фактор особенно важен для благополучного развития ребенка-сироты. Как я уже писала выше, эмоциональное развитие таких детей часто по искаженному пути с достаточно раннего возраста. У них серьезно нарушена способность формировать привязанности, создавать глубокие межличностным связи. Для восстановления этих качеств или для компенсации их таким детям прежде всего нужен именно эмоциональный опыт длительных, теплых и безопасных отношений.
Безопасность отношений в условиях социального воспитания ребенка-сироты также остается под вопросом: риск разрыва отношений увеличивается и по причине того, что подобные семьи являются объектом пристального внимания социальных служб, соответственно они находятся под постоянной угрозой разрушения отношений третьими лицами, помимо воли детей и приемных родителей.
Статья 148.2. п. 2. «Трудовой договор между социальным воспитателем и организацией, указанной в пункте 1 настоящей статьи, заключается на основании акта органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя, исполняющих свои обязанности возмездно»
...наносит удар по второму важнейшему фактору формирования здоровых форм привязанности — фактору «безусловного принятия». Это один из ключевых аспектов, влияющих на все детско-родительские отношения. Внедрение финансовой компоненты наносит удар по эмоциональной компоненте отношений, являющейся важнейшей. Эмоциональная компонента не регулируется трудовыми договорами, учебными программами. Выявление того, является ли корыстные мотивы при возмездных формах заботы о детях-сиротах преобладающими, представляется крайне трудной задачей и в законопроекте необходимость такого выявления никак не прописана. В подлинных семейных детско-родительских отношениях родитель не может отказаться от ребенка ни при каких условиях.
Более того, сам факт того, что сирота становится объектом договора, факт обусловленности, является крайне унизительным для ребенка, ибо достаточная самооценка ребенка, его уверенность в себе, его ощущение собственной личностной значимости возникает только и исключительно при условии безусловного принятия. От ощущения, что о ребенке заботятся потому что важен и ценен он сам, а не деньги и прочие блага, которые взрослый получает за заботу о нем.
Поэтому результаты европейских и американских исследователей, изучавших развитие детей-сирот в фостерных семьях не стали сюрпризом для научного сообщества. Продолжение следует...
Список литературы:
1. The Effects of Foster Care Placement on Young Children’s Mental Health. Beth Troutman, Ph.D., Susan Ryan, M.A., and Michelle Cardi, M.A. University of Iowa Hospitals and Clinics.
2. Separation and the very young. Robertson, J. & Robertson, J., 1989.
3.Multiple Placements in Foster Care, Children and Family Research Center, School of Social Work, University Of Illinois, 2004
4/ [ссылка-3]
5.Suicide attempts and severe psychiatric morbidity among former child welfare clients – a national cohort study. Bo Vinnerljung, National Board of Health and Welfare[ссылка-4]
6. Психология сиротства. Прихожан А. М. Толстых Н. Н. CПБ., 2005
7. Multiple Placements in Foster Care: LiteratureReview of Correlates and Predictors, 2004.
8. [ссылка-5]
9. Attachment and loss: Separation. Bowlby. J., New York:, 1973
10. [ссылка-6]
11. Формирование нравственности современного школьника на основе учения Макаренко А.С.Волкова Т.И., Сборник докладов республиканских Макаренковских педагогических чтений, Абакан, 2007.
12 9. Православная педагогическая культура А.С. Макаренко. Р.В. Соколов, Н.В. Соколова Москва, 2009
13/10.Adoption and Cognitive Development: A Meta-Analytic Comparison of Adopted and Nonadopted Children’s IQ and School Performance Marinus H. van IJzendoorn, Femmie Juffer, and Caroline W. Klein Poelhuis Leiden University. Psychological Bulletin, by the American Psychological Association, 2005.
14 11. Behavior Problems and Mental Health Contacts in Adopted, Foster, and Nonadopted Children Ann E. Brand and Paul M. Brinich University of North Carolina at Chapel Hill, U.S.AJournal of Child Psychology and Psychiatry, 1999.