Эксперт РВС: ювеналы создали параллельную правоохранительную систему
*** Тема анонсирована в конференции "Общество"
Видео: [ссылка-1]
Независимой правоохранительной системой с собственным правом ведения расследований и заключения, стали органы опеки и попечительства, заявил эксперт правозащитной организации «Родительское Всероссийское Сопротивление» Александр Коваленин 12 сентября на круглом столе в Общественной палате РФ, сообщает корреспондент ИА Красная Весна.
Как сообщил правозащитник , расширенные полномочия органов опеки и попечительства по отобранию детей делают из них параллельную правоохранительную систему, действующую в «серой» зоне законодательства. Внутренняя работа опеки регламентируется инструкциями и методичками, которые формально никем не узаконены, но фактически действуют как подзаконные акты. Эти документы предписывают опеке не свойственные ей функции: «В методичке оценки риска есть уже слово „расследование“. У них своя система расследования». Есть аналог ареста: «Когда ребенка отобрали и не пускают к родителям. В нарушение всех законов. И закона об охране здоровья, и прав родителя в 65-й — 68-й статьях Семейного кодекса». Есть и свой аналог наказания, когда «ребенка, фактически, уже отдали под опеку».
Правозащитник убежден, что полномочия органов опеки не должны распространяться на обычные, неопекунские семьи, и не должны подменять функции полиции: «Это очень важно с системной точки зрения, потому что оператор рынка устройства детей не должен касаться семей. Иначе конфликт интересов очевиден. Есть правоохранительная система. И она не должна подменяться второй правоохранительной системой».
Представляя пакет законопроектов РВС эксперт подчеркнул, что одними законодательными мерами нельзя остановить то беззаконие, которое происходит при вторжении органов социальной защиты в семью, поскольку существуют приказы, инструкции, подзаконные акты, которые расширяют полномочия государственных органов в нарушение действующего законодательства РФ.
Неправомерное вмешательство в семью и беззаконие спровоцировано уже на уровне Национальной стратегии в интересах детей, действовавшей с 2012 года, так как принцип невмешательства в семью заменен в стратегии принципом «раннего выявления».
Для того, чтобы избавить Семейный кодекс от возможностей манипулирования его нормами, РВС предлагает укрепить такое понятие как «родительское право», то есть право родителей не только представлять, но и определять интересы ребенка.
РВС также предлагает ввести в Семейный кодекс определенный «порог невмешательства», чтобы исключить случаи, когда полиция приходит в семью по «каждой царапине».
В РВС убеждены, что органы опеки должны заниматься только детьми, действительно оставшимися без попечения родителей, а для этого 121 статью Семейного кодекса необходимо соответствующим образом изменить.
Законопроекты РВС предусматривают укрепление приоритета родственной опеки в Семейном кодексе таким образом, чтобы органы опеки не имели права отдавать ребенка в чужие семьи, если есть родственники, желающие заботиться об оставшемся без родительского попечения ребенке.
По мнению организации, решение о наличии непосредственной угрозы жизни и здоровью ребенка должны быть в компетенции полиции, где на этот счет имеется соответствующее законодательство, а не органов опеки.
Поправки в Семейный кодекс также исключают возможность опеки входить в семью по доносу.
РВС убеждено, что в законодательство необходимо внести положение о недопустимости разлучения ребенка с родителями вопреки их желанию, исключением является решение суда. Лицо, допустившее неправомерное разлучение детей и родителей должно нести административную и уголовную ответственность.
Коваленин также обратил внимание на то, что родителям, которых по суду ограничивают или лишают родительских прав, необходимо предоставлять бесплатную адвокатскую помощь, так как самостоятельно родителям очень трудно защитить себя и свои семьи.
Последним эксперт представил законопроект, который закрепляет для социальных служб презумпцию необходимости оказания помощи неблагополучной семье. Иными словами, органы опеки должны сначала помочь семье, а лишь потом предъявлять какие-либо претензии.
Напомним, 12 сентября на круглом столе в ОП РФ впервые представлен вышедший из печати Итоговый альтернативный доклад РВС. Он был составлен в ответ на поручение Владимира Путина, данное 1 января 2017 года Общественной палате РФ, детскому омбудсмену Анне Кузнецовой и Министерству труда. Поручение состояло в том, чтобы проанализировать случаи изъятия детей из семьи на предмет чрезмерного вмешательства в семьи и превышения полномочий органами социальной защиты.
Альтернативный доклад РВС составлен по результатам 4-летней деятельности организации по защите семьи и показывает, что незаконные отобрания детей из семей, нарушения законодательства социальными службами при работе с семьей — случаи отнюдь не «единичные», как следует из доклада уполномоченной по правам ребенка Анны Кузнецовой, а массовые и систематические.