Понравилось. ЮЮ как один из аспектов отчуждения при капитализме. [ссылка-1]
В чем состоит основа ювенальной концепции?
В идее «прав ребенка».
Казалось бы, это только частный случай «прав человека» для более узкой области.
Однако это не так. Идея «прав ребенка» имеет неочевидное, но неизбежное отличие, которое принципиально важно.
Дело в том, что ребенок в полной мере не дееспособен, это общепризнано. Следовательно, защита его прав неизбежно должна кому-то делегироваться.
Можно было бы делегировать ее родителям, как это и делалось традиционно. Но ведь «защищать права ребенка» предполагается от всех посягательств, в том числе от родительских. Поэтому получается, что делегироваться она должна некоему внешнему объективному институту.
Таким образом, кардинальное отличие ювенальной идеи «прав ребенка» от идеи «прав человека» в том, что «права ребенка» по определению являются отчуждёнными правами.
В системе институтов, построенных на «правах человека», права от человека не отчуждаются (теоретически, в идеале). Здесь предполагается, что институты (например, суд, и вообще правовая система) разрешают конфликты между дееспособными субъектами, и выступать с позиции носителя прав может только либо сам носитель, либо профессиональный защитник, нанятый им по собственной воле.
В отличие от этого, «права ребенка» обязательно приходится отчуждать и от недееспособного носителя (ребенка), и от его родителей — по самой логике этой идеи.
Что мы имеем в результате?
«Права ребенка» превращаются в актив, который принадлежит не ребенку, а внешнему институту, и по-другому быть не может.
Идея «прав ребенка» неизбежно ведет к появлению института, централизованно приватизирующего права значительной и значимой части народа — несовершеннолетних граждан.
Будучи приватизированы и превращены в актив, «права ребенка» уже не имеют никакого отношения к ребёнку, а превращаются в права этого института. А поскольку детей в обществе много, и дети очень значимы — права такого института и возможности их использования для воздействия на общество получаются огромными.
Как распознать ювенальщину, когда её адепты от этого термина открещиваются
Ювенальщина — это либеральный подход к семейным отношениям.
Как я уже писал, либерализм в своей основе определяется не формулировками норм и правил, а определённым представлением о том, что есть конкретная реальность, а что — абстракция. Для либерализма конкретная реальность — это только индивид с его интересами, постоянная часть которых зафиксирована в его правах. А любые коллективности — это абстракции, описывающие произвольные отношения индивидов. В том числе — семья.
Таким образом, для либерального подхода семейная реальность выглядит так:
1. Семья представляется как группа независимых индивидов,
2. состоящих фактически в контрактных отношениях, к каковым сводятся все семейные отношения,
3. имеющих противопоставляемые друг другу права,
4. конфликтующих по поводу своих прав,
5. привлекающих для разрешения этих конфликтов внешние институты.
Ювенальщина — частный случай этого подхода: распространение его на отношения родителей и детей. Везде, где «права детей» и «права родителей» противопоставляются друг другу, в любой форме, с какими угодно целями, с любой маскировкой — это она самая, ювенальщина.
Кстати, поэтому антиювенальная аргументация в духе «нельзя права детей ставить выше прав родителей», «права родителей главнее» и тому подобная — ошибка и путь к поражению. Это переход на язык противника, а значит — принятие его концепции. А ему, противнику, только этого и надо.
И ещё одно интересное следствие
из такого представления «ювенально-правильной» семьи.
Отношения родителей и детей представляются как фактически контрактные.
Но поскольку «права детей» изначально отчуждены и присвоены ювенальными органами (как показано выше), получается, что для ювенальщины семья — это фактически контрактные отношения родителей с ювенальными органами. Причём отношения эти навязанные и крайне неравноправные: в них у родителей практически нет прав по отношению к ювенальным органам, а у последних нет обязанностей по отношению к родителям.
По сути, это отношения работника и хозяина. Работниками выступают родители, хозяином — ювенальные органы. Должностные обязанности родителей работников — забота о детях об активе, принадлежащем хозяину, в соответствии с его инструкциями. В случае несоблюдения инструкций хозяин увольняет этих работников и передаёт актив под управление другим.
О ювенальщине опять — концептуальное.
*** Тема анонсирована в конференции "Общество"
09.04.2013 15:57:29, Trotter