Дополнительное образование

04.09.2017 13:07

Источник всех бед российского образования

Тема из конференции
Граждане поставили системе российского образования неутешительный диагноз. Но кто же все-таки виноват, и что делать?
картинка


Что происходит с российским образованием? Корреспонденты ИА Красная Весна, пообщавшись 1 сентября с гражданами по всей стране, установили: все и так знают, что с ним происходит: [ссылка-1] Пока лица, занимающие более-менее официальные должности, робко рапортуют об отремонтированных помещениях и повышении качества «предоставляемых» в их учебном заведении «услуг», учащиеся, их родители и учителя во всех уголках России говорят примерно одно и то же. В двух словах: «Всё плохо».

Люди самых разных поколений демонстрируют удивительное единодушие, когда их просишь описать подробнее, что именно им кажется «плохо». Более того, все примерно одинаково представляют себе и «идеальное» образование. Невольно задаешься вопросом: если всё столь очевидно, и народ высказывает свою волю вполне определенно, почему Министерство образования с упорством, достойным лучшего применения, делает всё «вкось и вкривь»? Не правда ли, в этом есть что-то загадочное — уж не сознательная ли это политика?

Такие мнения встречаются. Так, бывший школьный учитель утверждает, что новые тенденции в воспитании детей — выпячивание «я» и уничтожение коллективности — вводятся не иначе как по злому расчету. Эта версия не лишена оснований: «Холодная война» идет, деньги «из-за границы» выделяются… Но чем же занимается родное ФСБ? Разве не достаточно им просто сместить несколько шпионов — и страна воспрянет? По данной логике, смена Фурсенко на Ливанова, а затем на Васильеву должна была бы решить проблему… Но нет. Почему?

Мало кто понял страшный фатум слов Фурсенко: «Задача заключается в том, чтобы взрастить квалифицированного потребителя». Слова эти списывали на оговорку, переводили в шутку, трактовали как открытое и наглое нападение на советскую школу… Но всё-таки: что значит «заключается»? Кто ее так «заключил»?

Дело в том, что система образования никогда не является чем-то самодостаточным, чем-то, существующим самим для себя. Образование нужно, чтобы подготовить человека к жизни — и определяется оно не только (и не столько) вкусами отдельных преподавателей или даже чиновников, а объективной реальностью. Уточним: не реальностью «вообще», а текущей общественно-экономической реальностью. Допустим, если экономике нужны программисты — то и система будет «повернута» так, чтобы выпускать программистов. А если экономике нужны крестьяне на манер XV века — то системы образования в нашем понимании вообще не будет, поскольку крестьянам такого уровня ни физика-химия, ни даже грамотность не требуется.

Отсюда — гипотеза: может ли так случиться, что современному российскому обществу требуются не творцы, а эти самые «квалифицированные потребители»? Студент Артем из Стерлитамака уверенно говорит:

«Необходимо отказаться от рыночного взгляда на школу, а из учеников растить людей, которые будут жадными до знаний, а не будущих работников „макдаков“, обслугу чиновников и работников управляющих компаний ЖКХ, которые устраивают беспредел, выставляя высокие цены жителям многоквартирных домов».

Но кому, собственно, это необходимо? Владельцам «макдаков»? Чиновникам и управляющим компаниям (раньше бы сказали: «правящему классу»)? Артем сам отвечает на свой вопрос: нет, этим господам нужны не жадные до знаний люди, а обслуга. И добавляет: его собственное образование (позволяющее ему задаваться подобными вопросами) — результат работы оставшихся советских учителей. Именно потому, что для советского строя, строившего (хуже или лучше) коммунизм, нужны были именно знающие и творческие люди. Ровно постольку, поскольку государственный строй был нацелен не на получение прибыли, а на развитие широких народных масс...

Попробуйте посмотреть на высказывания наших сограждан в трансляции ИА Красная Весна сквозь эту призму.

Возможно, тогда понятнее станут сетования людей советской закалки на то, что «мегаполисы становятся англизированными» (т.е. ориентируются на глобальную экономику и перенимают ее язык, нормы, стиль). Что образование ориентировано на личность, а не коллектив (т.е. поддерживает капиталистический культ личного успеха). Что выпускники не идут работать по профессии, не мечтают больше стать космонавтами и пожарными (это рынок диктует: каким профессиям жить, а каким умирать, а не моральные императивы учащихся). Что их натаскивают на тесты, готовые алгоритмы — вместо формирования собственного мышления (не столько политикам, сколько экономике нужны люди-автоматы). И т.д.

Теперь проведем мысленный эксперимент. Допустим, отдельные родители и объединятся для создания частной школы, в которой станут обучать своих детей «как надо». Наверное, они даже получат «конкурентные преимущества» супротив «выпускников обычной школы». Однако построить советскую систему образования для всех посреди антисоветской общественно-экономической системы — значит обречь большинство молодых людей на жуткое разочарование. Ведь специалисту по классической филологии не найдется места в экономике — и он будет продавать бургеры тем людям, кому такое место нашлось.

Отсюда — вывод. Нет и не будет изменения системы образования без изменения всего общественно-экономического устройства. Сначала — новые задачи общества, новые потребности экономики. И лишь затем — «социалка», образование и т.д. — как инструменты для их исполнения.

Скажут: «Что же нам теперь, снова строить социализм»? Тут решать нам всем. Капитализм живет надеждами каждого отдельного человека, что он-то, именно он попадет в когорту «избранных», достигнет успеха за счет всех остальных. Но статистика — вещь упорная. Скорее всего, мы находимся в положении, когда система работает против нас. Можно менять систему — или отдаться ей на съедение. Только не надо думать, что «динозаврик добренький», и капитализм когда-нибудь повернется ко всем своим человеческим лицом. Нет его, этого лица. И с каждым годом, каждым месяцем это будет становиться всё более и более очевидным. А что вы хотите за эти деньги? Никто не обещал, что будет легко. А если кто и обещал — лукавил.
http://rossaprimavera.ru/article/126502a2
06.10.2015 14:37

Общественная палата проверяет состояние дополнительного образования. Звоните!

Интересная новость, касающаяся дополнительного образования, опубликована в «Учительской газете» [ссылка-1] :

«28 сентября в Общественной палате РФ открылась «горячая линия» по проблеме бесплатного дополнительного образования для школьников. Звонки принимаются от граждан, которые узнали о фактах появления платы за кружки и секции в школах и учреждениях дополнительного образования.
По бесплатному номеру телефона 8-800-700-8-800 (пн-чт с 9:00 до 18:00, пт — с 9 до 17 (мск)) граждане могут обратиться, если у них есть сведения о том, что кружки и секции, где занимаются их дети, стали платными.
— С началом учебного года появилось много обращений в Общественную палату РФ по поводу установления платы под разными предлогами либо закрытия различных кружков и секций. Плюс мы понимаем, что в этом году подорожала продленка. Поэтому мы открываем «горячую линию», чтобы люди из разных городов могли сообщить о таких фактах. Наша задача — полностью проверить систему дополнительного образования детей и их досуга в регионах. Через 3-4 недели работы горячей линии мы поймем масштаб проблемы, оценим уровень напряженности по этому поводу и при необходимости подготовим обращения в соответствующие ведомства, — пояснила инициатор горячей линии, член Комиссии Общественной палаты РФ по вопросам семьи, детей и материнства Юлия Зимова.
Она уточнила, что граждане, которым неудобно звонить, могут написать обращение прямо на сайте Общественной палаты Российской Федерации».

Мне кажется, что медленное, но постоянное «скукоживание» всего бесплатного в образовании, хоть в общем, хоть в дополнительном, ощущается буквально всеми родителями.

Школы, дома творчества заставляют заниматься коммерцией, зарплату педагогов обусловливают количеством детей, занимающихся платно и т.д. Сокращение кружков не может не быть кем-то организовано, уж больно планомерно оно проводится в жизнь: доски объявлений и столбы обклеены рекламой платных кружков. О наличии бесплатных кружков детей и родителей информируют очень неохотно. В итоге, с одной стороны, кружки закрываются из-за отсутствия детей, финансирование их прекращается, а с другой стороны, дети не слишком обеспеченных родителей, проводят свободное время за компьютером, телевизором и другими такими же полезными занятиями. Так, постепенно, количество бесплатных кружков уменьшается. Вы скажете - что же делать, если родители и дети сами не роют носом землю в поисках бесплатных кружков, не «шерстят» сайт госуслуг pgu.mos.ru и не обходят пешком все учреждения допобразования в округе?

А я скажу - да, многие этого не делают: часто оба родителя заняты зарабатыванием денег, а сами дети часто и не хотят никуда ходить: в кружках ведь надо заниматься, это труд, а дома сел, включил телевизор и никаких забот. Но люди, которые мыслят государственно никогда такого положения дел не смогли бы допустить. Я же помню из своего детства, как в школу приходили тренеры, руководители кружков, уговаривали, да, уговаривали заниматься тем-то или тем-то. Потому что те люди из нашего детства понимали, что для того, чтобы идти вверх, развиваться, нужно прилагать усилия, а двигаться вниз (болтаться по улицам или сидеть и телевизора) - просто, и усилий не требует, но до добра не доведет.

Так какой ребёнок нужен государству? Сидящий с чипсами у телека? Или рисующий, играющий в шахматы, танцующий, всесторонне (или хоть сколько-то сторонне) развитый?

Развитый? Значит, нужно прекращать эту коммерциализацию, посылать педагогов в школы и звать, звать детей в бесплатные кружки, поощрять каждого, кто занимается дополнительно.

Размечталась я что-то...

Светлана Моисеева, РВС.
http://r-v-s.su/statia/obshchestvennaya-palata-proveryaet-sostoyanie-dopolnitelnogo-obrazovaniya
Реклама





Метки сообщений

Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»

© 2000-2018, 7я.ру, Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-35954.

АЛП-Медиа, 7ya@alp.ru, http://www.7ya.ru/

Перепечатка сообщений из конференций запрещена без указания ссылки на сайт и авторов самих сообщений. Перепечатка материалов из прочих разделов сайта запрещена без письменного согласия компании АЛП-Медиа и авторов. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов. Права авторов и издателя защищены. Техническая поддержка и ИТ-аутсорсинг осуществляется компанией КТ-АЛП.

21.05.2018 21:53:41

7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, блоги, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!