Школа

26.01.2016 19:47

Что нужно знать о работе социального педагога в школе

Так позиционируют в обществе социального педагога:
картинка


Около 10 лет назад в школах и детсадах России утверждена новая должность - социальный педагог. Родителям не так часто приходится с ним общаться, больше общаясь с учителями или представителями администрации.

Однако широко распространяемая практика составления "социальных паспортов семьи", активизация выявления семейного неблагополучия и расширения его понимания, выявления жестокого обращения, вынуждает нас, родителей, пристальнее взглянуть на роль социального педагога в школе.

Ведь именно социальный педагог, вопреки ст.23 Конституции РФ, гласящей, что "сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются", и вопреки статье 24 Конституции РФ, гласящей, что "каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени", все же регулярно собирает информацию о вашем ребенке и о вашей семье.

Это его работа - по своим должностным обязанностям социальный педагог должен вести контроль за вашим ребенком, за вашей семьей, при необходимости - осуществлять взаимодействие с органами опеки вашего района, Комиссии по делам несовершеннолетних, отделом полиции по делам несовершеннолетних, поликлиникой.

Обратим внимание на некоторые стороны деятельности социального педагога в школе и используем такой прием, как вместо общего упоминания о детях вообще, будем писать конкретно о "вашем ребенке", ибо если ваш ребенок учится в школе, то работа социального педагога совершенно точно коснется и его.

Школьный социальный педагог "занимается изучением психологических и возрастных особенностей вашего ребенка, помогает реализовать его правовую защиту.

Социальный педагог защищает права вашего ребенка, в том числе от родительской жестокости, определяет принадлежность вашего ребенка к группе риска, принадлежность вашей семьи к категории находящихся в трудной жизненной ситуации или в социально опасном положении.

Из должностной инструкции социального педагога также следует, что для того, чтобы выполнять свою работу, социальный педагог имеет право быть представителем вашего ребенка и защитником его интересов в службах муниципальных органов и органов власти, в милиции, в суде.

Он также имеет право собирать информацию о вашей семье, проводить опросы, анкетировать вашего ребенка, осуществлять диагностику. Тут сразу напомним, что хотя бы для этого ему обязательно необходимо ваше согласие до тех пор, пока вашему ребенку не исполнится 15 лет.

Социальный педагог может вести работу по изучению вашего опыта семейного воспитания, посещать ваш дом для выявления жилищных условий и санитарного состояния вашего жилища.

Социальный педагог, в соответствии со своими должностными инструкциями, но в нарушение Конституции РФ, имеет право даже опрашивать ваших соседей.

Стоит объяснить особенности работы социального педагога вашему ребенку, рассказать, что опрашивать его без вашего согласия или присутствия никто не имеет права. Стоит предупредить, чтобы ребенок он не делился в школе информацией о делах семьи, о внутренних отношениях, объяснить, что это только ваше дело и никто не должен совать в них свой нос. Стоит также предупредить ребенка, что в случае ваших внутренних семейных конфликтов, гораздо безопаснее решить их в семье, а не обращаться к чужим людям.
http://www.ivan4.ru/news/yuvenalnaya_yustitsiya/chto_nuzhno_znat_o_rabote_sotsialnogo_pedagoga_v_shkole/
06.01.2016 14:11

Для чего учиться?

картинка

Многие ли родители задаются вопросом о том, для чего нужно учить своих детей? Ответ на этот вопрос не однозначный. А это же один из самых главных вопросов в жизни человека, после которого идут все остальные - чему и как учить, что мы считаем главной целью образовательного процесса?

В учебном пособии «Дидактика» И. М. Осмоловской,
картинка

ведущего научного сотрудника Института теории и истории педагогики РАО, сказано:
картинка

Т.е. на вопрос о том, для чего учиться, Осмоловская, по сути, отвечает следующее: "Для психологического комфорта и удовлетворенности ученика процессом обучения. А степень усвоения учебного материала и успешность прохождения учебной программы - это второстепенные вопросы".

Далее:
картинка

Не сформировавшаяся личность будет сама определять уровень нагрузки. И в спорте "она" - не тренер! - будет определять уровень нагрузки? Что по этому поводу скажут наши заслуженные тренеры? Образование и усердные спортивные тренировки имеют очень много общего.

Что по этому поводу говорит Антон Семёнович Макаренко (выдающийся советский педагог):
картинка

картинка

Эксперт РВС Павел Расинский предлагает [ссылка-1] задать рамку, за которую заходить противопоказано, ибо это ведет к разрушению или несовместимой с жизнью деформации образования:
1. Ученик не личность, а ФОРМИРУЮЩАЯСЯ личность. И вся система образования должна строиться, исходя из этого базового факта.

2. Целью обучения является как раз формирование целостной разносторонне развитой личности и единого социального пространства, что, в свою очередь, позволяет развиваться обществу.

3. Исходя из вышеназванной цели, образование должно совмещать в себе и обучение, и воспитание. И это как раз один из элементов русско-советской традиции.

4. Для реализации воспитательной функции педагогу предоставляются соответствующие права, которые, безусловно, находятся в рамках законодательства. Никто не призывает ввести розги в школах, но, например, выставить за дверь ученика, мешающего вести урок, допустимо и не является нарушением прав ученика. Наоборот — его асоциальное поведение является нарушением права остальных учеников получать образование. Требование выполнения заданий также не является нарушением прав ученика. И так далее.

5. Трудовое воспитание является неотъемлемой частью образовательного процесса, поэтому дежурства, летние и производственные практики и прочие проявления трудового воспитания не являются нарушением прав ученика.

6. Исходя из цели формирования разносторонне развитой личности, недопустимо сокращение объема и количества предметов. Учебная программа должна быть максимально насыщенной, но при этом такой, чтобы ученик был в состоянии ее освоить. Повторим: основная задача — не комфортность обучения, а развитие личности.

7. Исходя из того, что ученик лишь ФОРМИРУЮЩАЯСЯ личность, недопустимо предоставление ученикам самостоятельного выбора предметов.

8. Исходя из целей единого социального пространства, программа обучения должна быть единой для всей территории нашего государства.

9. Да, безусловно, допустимы отклонения, такие как национальные языки в национальных республиках, углубленное изучение тех или иных предметов в специализированных школах или ослабление программы для детей с особенностями развития. Однако базовая программа обучения должна быть едина, чтобы выпускники разных школ говорили, образно говоря, на одном языке.

10. При этом Пункты 8 и 9 не противоречат 44 статье Конституции, которая гарантирует свободу преподавания. Ибо свобода преподавания заключается не в разнообразии школьных программ, а в том, каким образом эта программа доносится до учеников.

Итак, любые действия по реформированию, восстановлению, сохранению образования должны исходить из этих пунктов. Только в этом случае система образования достигнет заявленной цели: формирование разносторонней личности, развитие этой личности и вместе с ней развитие общества.

P.S. Про советский опыт восстановления школы: [ссылка-2]
http://eot-su.livejournal.com/2236668.html
13.12.2015 18:49

Для чего учить?

[ссылка-1]
Павел Расинский на Совещании сибирских региональных отделений РВС в Новосибирске, 28 ноября 2015 г.

Вопросы сохранения или восстановления ценностей отечественного образования, безусловно, связаны с главными вопросами дидактики — чему учить и как учить. И это очевидно любому здравомыслящему человеку.

Но прежде чем ответить на эти вопросы, необходимо подняться на уровень выше и ответить на вопрос, который можно сформулировать следующим образом — для чего учить? Иными словами, что мы считаем главной целью образовательного процесса?

Вопрос этот только на первый взгляд кажется бессмысленным, а ответ на него очевидным. В настоящее время это абсолютно не очевидно.

Между тем, ответ на этот вопрос жизненно важен. Получив этот ответ, мы создадим некую рамку, внутри которой уже можно искать ответ на вопросы дидактики.

Итак, почему же ответ на вопрос «для чего учить» не столь очевиден? Потому что сейчас появляются (и внедряются!) различные концепции, которые вкладывают в термин «образование» совсем иной смысл, чем тот, что традиционно вкладываем мы.

Например, в связи с объявленным переходом на личностно-ориентированное образование сущность образования теперь трактуется совершенно неожиданным образом. В учебном пособии «Дидактика» И. М. Осмоловской, ведущего научного сотрудника Института теории и истории педагогики РАО, можно прочесть: «В личностно-ориентированном обучении не ученик существует для системы обучения, а система обучения для ученика. И обсуждать педагогический коллектив будет, прежде всего, продвижение, развитие ученика, психологическую комфортность обучения в школе, удовлетворенность ученика процессом обучения, а не степень усвоения учебного материала, успешность прохождения учебной программы».

Косвенным путем, исходя из заявленных параметров, можно предположить, что ответ на вопрос «для чего учить» в данной концепции звучит как — для того, чтобы удовлетворить ученика процессом обучения и создать ему психологическую комфортность.

Это же подтверждается дальнейшими цитатами из того же пособия: «Каждый ученик получает право и возможность самостоятельно определять, на каком уровне он усвоит учебный материал. И если интересы ученика лежат в сфере гуманитарных дисциплин и их он будет изучать на самом высоком уровне, то для изучения естественно-научных дисциплин ученик может выбрать уровень минимальных требований».

А теперь представьте себе, что подготовка спортсмена или актера идет не через преодоление, а по принципу — тебе тяжело отжиматься, ну отжимайся чуть-чуть, тебе тяжело стоять на пуантах, ну не стой — лишь бы тебе было комфортно. Вполне очевидно, что такой подход приводит к печальным результатам. К столь же неутешительным результатам приводит «комфортный» подход и в сфере образования.

Итак, чтобы как-то ввести в берега все эти новомодные течения, необходимо задать рамку, за которую заходить противопоказано, ибо это ведет к разрушению или несовместимой с жизнью деформации образования.

Мы считаем, что рамка эта формируется следующими утверждениями.

1. Ученик не личность, а ФОРМИРУЮЩАЯСЯ личность. И вся система образования должна строиться, исходя из этого базового факта.
2. Целью обучения является как раз формирование целостной разносторонне развитой личности и единого социального пространства, что, в свою очередь, позволяет развиваться обществу.
3. Исходя из вышеназванной цели, образование должно совмещать в себе и обучение, и воспитание. И это как раз один из элементов русско-советской традиции.
4. Для реализации воспитательной функции педагогу предоставляются соответствующие права, которые, безусловно, находятся в рамках законодательства. Никто не призывает ввести розги в школах, но, например, выставить за дверь ученика, мешающего вести урок, допустимо и не является нарушением прав ученика. Наоборот — его асоциальное поведение является нарушением права остальных учеников получать образование. Требование выполнения заданий также не является нарушением прав ученика. И так далее.
5. Трудовое воспитание является неотъемлемой частью образовательного процесса, поэтому дежурства, летние и производственные практики и прочие проявления трудового воспитания не являются нарушением прав ученика.
6. Исходя из цели формирования разносторонне развитой личности, недопустимо сокращение объема и количества предметов. Учебная программа должна быть максимально насыщенной, но при этом такой, чтобы ученик был в состоянии ее освоить. Повторим: основная задача — не комфортность обучения, а развитие личности.
7. Исходя из того, что ученик лишь ФОРМИРУЮЩАЯСЯ личность, недопустимо предоставление ученикам самостоятельного выбора предметов.
8. Исходя из целей единого социального пространства, программа обучения должна быть единой для всей территории нашего государства.
9. Да, безусловно, допустимы отклонения, такие как национальные языки в национальных республиках, углубленное изучение тех или иных предметов в специализированных школах или ослабление программы для детей с особенностями развития. Однако базовая программа обучения должна быть едина, чтобы выпускники разных школ говорили, образно говоря, на одном языке.
10. При этом Пункты 8 и 9 не противоречат 44 статье Конституции, которая гарантирует свободу преподавания. Ибо свобода преподавания заключается не в разнообразии школьных программ, а в том, каким образом эта программа доносится до учеников.
Итак, любые действия по реформированию, восстановлению, сохранению образования должны исходить из этих пунктов. Только в этом случае система образования достигнет заявленной цели: формирование разносторонней личности, развитие этой личности и вместе с ней развитие общества.
https://gazeta.eot.su/article/dlya-chego-uchit
13.12.2015 07:05

«Не важно, как напишут ЕГЭ. Важно, как посчитают результаты». Доклад профессора А.В.Иванова

Ложь ЕГЭ-2015. «Не важно, как напишут ЕГЭ. Важно, как посчитают результаты».

Доклад профессора А.В.Иванова на ежегодном научном семинаре в Петрозаводском государственном университете 9 декабря 2015 года.

1. ЕГЭ — система имитации выпускных экзаменов, которых в действительности нет.

2. Что значит «отделить школу от ЕГЭ»?

3. «Фокусы» со средним баллом ЕГЭ. Кто врёт больше?

4. Статистика профильного ЕГЭ по математике — страшный портрет состояния математического образования.

5. Шкала пересчёта баллов: как из ничего сделать много.

6. Скорость деградации школьной математики: 2015-й год в сравнении с 2014-м. Причина обвального падения.

7. Нехитрый приём, позволивший поднять средний результат по физике на 6 баллов сразу.

8. Крайне низкий процент двоек по аттестационным ЕГЭ (русский язык и базовая математика) - результат прямой фальсификации.

9. Планы Минобра: "закатать в егэшный асфальт" все образование, начиная с первого класса.

10. Можно ли улучшить систему вступительных экзаменов в виде ЕГЭ?

11. ЕГЭ по русскому — главный источник конкурсных вступительных баллов для основной массы выпускников.

12. Отделение школы от ЕГЭ - новый политический процесс.

‪Видео семинара: [ссылка-1]
09.12.2015 07:20

Почему профессиональные психологи не распознали завуча по воспитработе-педофила у себя под носом?

26 ноября новостные СМИ облетела информация о том, что днем ранее в Мытищах задержан мужчина, подозреваемый в педофилии. Им оказался Юрий Алексеевич Рогачев, завуч по воспитательной работе в общеобразовательной школе №6. Пострадавшая девочка – жительница г. Курган.

Мытищи – город тихий, спокойный. И вдруг на тебе...

27 ноября Lifenews сообщил [ссылка-1]

«По версии следствия, мужчина переписывался с семиклассницей с поддельной страницы в социальной сети. Юрий Рогачёв предложил девочке тысячу рублей за то, чтобы она сфотографировалась без одежды. В качестве обязательного условия потерпевшая должна была держать в руках дневник или учебник.

О переписке узнали родители школьницы и сразу написали заявление в полицию. После определения IP-адреса таинственного собеседника девочки следствие вышло на след заместителя директора школы. При обысках у Рогачёва изъяли компьютер, шесть мобильных телефонов и фотоаппарат.

— 25 ноября 2015 года в ходе обысков, проведённых по месту жительства и работы педагога изъяты: системный блок, 20 накопителей USB, ноутбук, моноблок фирмы Apple, три жёстких диска, шесть мобильных телефонов с сим-картами и картами памяти, два фотоаппарата с картами памяти, — сообщили в пресс-службе ГСУ СК РФ по Московской области».

4 декабря Первый телеканал уточнил [ссылка-2], что дело совсем плохое, так как счет подобных контактов «педагога» с несовершеннолетними из разных городов страны через сеть идет на десятки...

А теперь присмотримся к послужному списку «героя».

Рогачев Юрий Алексеевич, 1985 г.р.
Консультант-эксперт Общественной Палаты Мытищинского муниципального района. Как указано на сайте Общественной палаты, он является куратором Районного Школьного Парламента (!) и участником, а также организатором проектов и программ Российского Союза Молодёжи. Кроме работы завучем, Рогачев был классным руководителем и даже участвовал [ссылка-4] в январе этого года в конкурсе на звание лучшего классного руководителя.

В досье Рогачева на сайте перезагрузка.рф [ссылка неактуальна - прим. ред.] в качестве предложений по улучшению муниципального образования указана активная работа по внедрению и реализации новых идей в сфере образования, социальной политики, а также налаживание взаимодействия ветеранов и молодежи в спорте и туризме.

Зарегистрирован как индивидуальный предприниматель с 2004 года, вид деятельности – кемпинги.

Член [ссылка-5] избирательной комиссии УИК 1693, и т.д. и т.п.

На сайте школы информация о завуче-педофиле уже убрана вместе с фото педсостава, где Рогачев стоял в центре.

Сайт Мытищинского муниципального района работает не так оперативно: там до сих пор размещено описание мероприятий с участием школьного парламента и перечислением его заслуг как «воспитателя политической культуры» школьников [ссылка-6].

В связи с этим возникает вопрос, зачем в наших школах работают тесно связанные с органами опеки службы социальных педагогов и психологов, если опасность для детей исходит не от родителей, как кричат ювенальные плакаты-агитки, развешенные ими в фойе наших школ с призывом стучать анонимно по телефонам доверия на своих родных, а от представителей самой системы?

Вот, кстати, пример одного из плакатов, висящих в мытищинских школах. Классификация родителей. Не люди, а прямо-таки монстры!
картинка


А вот почему профессиональные психологи не распознали коллегу-педофила у себя прямо под носом?

Не потому ли, что набор качеств, демонстрируемых этим молодежным вожаком, полностью соответствует «идеологии лидерства», согласно которой в капиталистическом обществе наверх вырываются самые беспринципные, аморальные персонажи, без угрызений совести жрущие других. Легитимированный социал-дарвинизм и рыночная концепция взаимной грызни, закон, по которому «кто не выжил, я не виноват», самым существенным образом повышают вероятность появления на подобных должностях людей безнравственных и непорядочных. А расплачиваются дети. И в конечном итоге – страна.

Очень хочется надеяться, что в этот раз правосудие победит желание сохранить лицо, и педофил понесет заслуженное наказание. Мы будем следить за ситуацией.

Наталья Севрюкова, РВС.
http://r-v-s.su/statia/vnimanie-pedofil
05.11.2015 15:24

Цели школы: для Крупской в 1918 и для граждан РФ в 2015

Занимаясь изучением проблем образования, часто приходится обращаться к истории вопроса. Это всегда очень интересно. Подобными изысканиями я хочу поделиться и в этой статье.

Педагог, политический деятель Надежда Константиновна Крупская (1869 – 1939) писала в 1918 году в статье «К вопросу о социалистической школе»:

«Население заинтересовано в том, чтобы у начальной, средней и высшей школы была одна общая цель: воспитание всесторонне развитых людей, с сознательными и организованными общественными инстинктами, имеющих цельное продуманное мировоззрение, ясно понимающих все то, что происходит вокруг них в природе и общественной жизни; людей, подготовленных в теории и на практике ко всякого рода труду, как физическому, так и умственному, умеющих строить разумную, полную содержания, красивую и радостную общественную жизнь. Такие люди необходимы социалистическому обществу, без них социализм не может осуществиться полностью».

Следующая цитата Н. К. Крупской о трудовом и коллективном воспитании:

«Школа должна укрепить и углубить проснувшиеся общественные инстинкты ребенка, раскрыть перед ним, что труд лежит в основе человеческого общежития, научить его радости творческого производительного труда, дать ему почувствовать себя частью общежития, полезным его членом. <…> Чрезвычайно важно, чтобы работа носила коллективный характер, так как это способствует выработке уменья сообща работать и жить».

Человек всю жизнь живет и работает совместно с другими людьми. Нет большего счастья, чем работать в сплоченном коллективе. И очень сложно, когда каждый сотрудник держит себя отдельно ото всех, сторонится или просто не умеет работать сообща.

Когда же еще и развивать это умение, если не в детстве?

«Самое главное, чем должна отличаться социалистическая школа от теперешней, – это тем, что для нее единственная цель, – возможно полным, всесторонним развитием учащегося; она не должна подавлять его индивидуальности, а лишь помогать ей формироваться. Социалистическая школа – школа свободная, где нет места дрессировке, муштре, зубрежке.

Но, помогая формировке индивидуальности, школа должна подготовить учащегося к тому, чтобы он умел выявить эту индивидуальность в общеполезном труде. И потому второй особенностью социалистической школы должно быть широкое развитие детского производительного труда. <…> Производительный труд не только готовит из ребенка в будущем полезного члена общества, он делает его полезным членом общества в настоящем, и сознание этого факта ребенком имеет громадное воспитывающее значение».

Сколько уже сломано копий на тему «коллективность убивает индивидуальность»? Такое может заявлять только человек без опыта настоящей коллективной работы. Коллективность и индивидуальность – это две стороны одной медали, нельзя противопоставлять одну другой. Это знает, впрочем, каждый педагог. А обучение труду необходимо начинать с детства. И самую настоящую радость ребенку приносит тот его труд, в результате которого получается что-то по-настоящему полезное. Об этом будет писать через 30 лет замечательный советский педагог Василий Александрович Сухомлинский.

картинка

Прошло почти 100 лет с момента опубликования этих размышлений Надежды Константиновны. Что же говорят люди в нашей стране сейчас о целях современной школы? Люди, живущие уже 25 лет не при социализме?

В июле 2015 года был проведен социологический опрос АКСИО-6 [ссылка-1] о состоянии, целях и задачах образования. Всего опрошено 24506 человек в 75 регионах Российской Федерации.

На вопрос «Что, по Вашему мнению, можно считать целями или главными задачами образования?» граждане России отвечают вполне в духе Н.К. Крупской:

(Возможные цели образования упорядочены по убыванию доли «полностью согласных», что данная цель является главной для образования.
картинка

Можно, конечно, заявлять, что это ненавистный «совок» никак из голов не удается выдернуть. Но, какая, собственно, разница? Нельзя ведь большинству навязать что-то ему несвойственное. То есть можно, конечно, но последствия, обычно, плачевны для навязавшего.

Еще одно интересное распределение мнений на ту же тему из опроса АКСИО-6. Респондентов просили ответить на вопрос:

«Ниже в алфавитном порядке расположены 9 принципов организации обучения в школе. Просим Вас оценить, какие из них более важны, а какие — менее важны для достижения тех целей образования и воспитания в школе, которые важны лично для Вас».

(Упорядочено по возрастанию значения среднего ранга — чем больше значение, тем менее важен данный принцип организации образования.
картинка

И, как заключает свою первую статью по теме опроса Ю.С. Крижанская:

«С точки зрения российского народа, хорошее образование — это: хорошие учителя + трудовое воспитание + опора на коллектив + индивидуальный подход к каждому учащемуся».

Итак, можно порадоваться за Надежду Константиновну – за то, что ее нелегкий педагогический труд был настолько эффективен. 100 лет и две насильственных попытки заставить забыть свое советское прошлое не смогли стереть из сознания людей понимание того, что такое хорошая школа.
Анастасия Большакова, РВС.
http://r-v-s.su/statia/celi-shkoly-dlya-krupskoy-v-1918-i-dlya-grazhdan-rf-v-2015
14.10.2015 16:14

Ау, химия?

Печальные новости. Количество обязательных школьных предметов в некоторых школах де факто уменьшается, несмотря на то, что новый ФГОС [ссылка-1], позволяющий это сделать, в старших классах будет введен только через 5 лет. Как выяснилось, из-за нехватки учителей в школах Старого Оскола не преподают химию [ссылка-2]. Вообще не преподают! Это из-за того, что ЕГЭ по химии школьники не выбирают. Для поступления в филиал Московского института стали и сплавов, который находится в Старом Осколе, видимо, химия не нужна. Однако металлургам, которых там готовят, знание химии необходимо. А значит, пришедшие туда с нулевыми знаниями по химии абитуриенты, после поступления должны осваивать весь необъятный курс химии с азов. Понятно, что качество полученных специалистов оставляет желать лучшего.

До этого у нас исчезла практически из всех школ астрономия. В стране, лидировавшей в космической области, астрономию изучают только на уровне факультативов и далеко не во всех школах. Отсутствие астрономического образования влияет на общий кругозор и формирование у молодежи желания развивать космическую отрасль, но оно хотя бы не сказывается на качестве специалистов, необходимых для развития промышленности. С химией ситуация совершенно другая – ее знание необходимо для производства цемента, металла, полимеров, пластмасс, удобрений, лекарств и еще многого, необходимого в повседневной жизни.

Оказывается, как пишет Л.Стрельникова, нынешний министр образования Д. Ливанов пару лет назад по телевизору заявлял, что химия в школе не нужна [ссылка-3], что лично ему она в жизни не пригодилась. А в этом году Ливанов заявил [ссылка-4], что единство образовательного пространства вовсе не в единообразии. Что еще заявит Ливанов, продолжающий проводить реформы во вверенном его попечению образовании?
Ольга Горянина, РВС
http://r-v-s.su/statia/au-himiya
11.09.2015 14:07

Два иностранных вместо математики

картинка

По новым ФГОСам Минобр вводит обязательное изучение двух иностранных языков.

Эту новость Ливанов объявил накануне первого сентября ([ссылка-1]), и она упала, как снег на голову. Новые ФГОСы уже как бы действуют, и это значит, что пятиклассники уже сегодня должны выбрать второй иностранный язык, соответствующие уроки должны стоять в расписании, нужные учителя должны быть приняты на работу и т. д.

Но в школах обо всем этом — ни сном, ни духом. ФГОСы, видите ли, "хотя и уже действуют", но будут "вводиться поэтапно" в течение нескольких лет.

Последнее время все свои новации Минобр предваряет "общественным обсуждением и апробацией". Здесь же этот принцип вызывающе нарушен. Почему?

Главное, потому, что бредовость этого нововведения очевидна. Иностранный язык — одно из самых слабых мест нашей массовой школы. В 90-е годы в преподавание языков были внедрены закордонные учебники и методики, по которым (в отличие от наших) невозможно учиться самостоятельно.

Это значит, что школьник, отставший от класса, даже при большом желании не в состоянии наверстать упущенное без помощи репетитора. А дети имеют обыкновение болеть и отставать, и в итоге массово выпадают из учебного процесса.

Отмена выпускного экзамена по языку (теперь вместо него — вступительный ЕГЭ для желающих) устранила: для учителя — необходимость учить всех, а для ученика — необходимость учиться.

В выпускном классе иностранный зачастую вообще не преподают, ибо подавляющему большинству он для поступления в вуз не нужен. Средний абитуриент неязыковых специальностей иностранного языка практически не знает. Это норма.

И в такой ситуации вводится второй язык. По принципу: не можем научить одному, так будем учить двум. Ну, и конечно, возникает вопрос: за счет чего? Здесь ответ ясен — безжалостно урезают часы на математику, физику, химию, биологию. Новость ожидаемо вызвала широкий протест, ведь у школ для реализации очередного прожекта нет ни средств, ни кадров.

Итак, перед нами яркий образец "управления", когда суют палку в муравейник с целью посмотреть, "как там букашки забегают". Такой стиль руководства говорит о неустранимых противоречиях между управляющим и объектом управления, когда оба думают друг о друге одинаково: "Чтоб ты сдох!" Результатом может быть или смерть образования, или социальный взрыв.

Похоже, что хозяев минобровского гадюшника устраивают оба варианта.

Источник: [ссылка-2]

Комментарий из сети:
"Они не только урезают часы на математику, они собираются вводить обязательный ГИА по иностранному. Как минимум в одной школе Твери уже в этом учебном году будет проведен этот эксперимент. А это значит, что те, кто не сдадут язык (а многие не сдадут) в 11 класс учиться не пойдут. Не удивлюсь, если к тому времени, когда это введут массово, отменят полное среднее образование в колледжах. А в Твери его не дают, например, в художественном училище им. Венецианова и Медколледже (если студент поступает после 9 класса), и тогда становится закрыта дорога закрыта в ВУЗы. К тому времени можно уже будет и вечерние школы закрыть. И получится образовательная система двух коридоров, как и было в царской России.
А все говорят: либералы, либералы."
Гюго написал "Отверженные".
А это - многоэтажным человечеством уже пахнет.
02.09.2015 23:02

Единство образовательного пространства без знаний

Министр образования Ливанов, выступая на форуме «Стратегические направления развития воспитания в системе образования Омской области», заявил [ссылка-1] , что педагогическому сообществу, профильным министерствам и ведомствам предстоит в ближайшее время сделать все возможное для обеспечения единства образовательного пространства в России.

Для обеспечения единства образовательного пространства существуют ФГОС [ссылка-2] – федеральные государственные образовательные стандарты на каждом уровне образования. Напомним, чтосовременные ФГОС утверждают вариативность программ и не закрепляют никакого объема знаний, которые нужно усвоить ученику. Содержание описано общими словами и, хотя этот объем должен обеспечивать возможность продолжения образования на следующем уровне, в стандарте следующего уровня тоже никакого конкретного содержания по учебным предметам не прописано. Это значит, что стандарт не может обеспечить единый уровень знаний по конкретным учебным предметам. По одному и тому же предмету на одном и том же уровне образования где-то могут дать больше, где-то меньше. Насколько больше или меньше? Как захочет (сможет) школа, как захочет (сможет) получить ученик.

Какое единство может обеспечить стандарт, не содержащий конкретики? Министр выразился четко: «Единство – это не единообразие, а разнообразие практик, обмен опытом». Вот такое у нас будет единство – везде на нашем образовательном пространстве России объем полученных знаний не будет иметь значения. Как такое «единство» сможет обеспечить то главное, для чего оно нужно – конвертируемость аттестатов и возможность продолжения образования при смене места жительства – мне лично непонятно.

Зато предельно ясно, что такое «единство» имеет смысл только в случае ненужности дальнейшего образования, фиктивности его продолжения. То есть те силы, что протолкнули такое «единство» образовательного пространства, действуют в духе гитлеризма, ограничивая возможность полноценного образования молодежи. Но в отличие от Гитлера, прямо заявлявшего, что ему нужны примитивные солдаты, эти силы действуют под лицемерной маской заботы об «обеспечении индивидуальных потребностей», подталкивая детей к минимализму
В стандарте 2004 года [ссылка-3] объем знаний, который должен был усвоить выпускник основной школы (9 кл.), был закреплен. В стандарте заявлялось:«Основное общее образование – завершающая ступень обязательного образования в Российской Федерации. Поэтому одним из базовых требований к содержанию образования на этой ступени является достижение выпускниками уровня функциональной грамотности, необходимой в современном обществе, как по математическому и естественнонаучному, так и по социально-культурному направлениям». Т.е. несмотря на отсутствие обязательности среднего образования, гражданам гарантировалось, что они бесплатно получат достаточный объем знаний для существования в современном обществе. В нынешних стандартах необходимого объема не прописано. А это значит, что хоть сейчас в законе об образовании и прописана обязательность среднего образования, существует реальная опасность получения худшего образования на конечном этапе обязательного образования, чем было раньше. Одной рукой записав обязательность среднего образования, другой рукой это образование на всех уровнях выхолостили.
http://r-v-s.su/statia/edinstvo-obrazovatelnogo-prostranstva-bez-znaniy
02.09.2015 15:39

Дифференциация содержания

картинка

Закон «Об образовании в Российской Федерации» в действии – тот самый закон, который коммерциализировал сферу образования и проложил дорогу к реформам. Что на этот раз? Приказом Минобрнауки России скорректирован Порядок организации деятельности по образовательным программам – в него внесено положение о дифференциации содержания (профильное обучение) (п.10.1)[ссылка-1] : «10.1. Организация образовательной деятельности по общеобразовательным программам может быть основана на дифференциации содержания с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, обеспечивающих углубленное изучение отдельных учебных предметов, предметных областей соответствующей образовательной программы (профильное обучение)».

Казалось бы, в профильном обучении нет ничего страшного – даже в советское время существовали профильные школы, а в постсоветское время практически во всех школах введено разделение старших классов по профилю (гуманитарный, математический, естественные науки и т.д.). Однако в советское время при профильном обучении программы по непрофильным предметам не упрощались, а в постсоветское время еще существовали единые требования к содержанию общей программы в начальной и основной школе – если детям и приходилось выбирать профиль, то только после получения основного образования (с 9 класса).

В настоящее время в Федеральных государственных образовательных стандартах отсутствует конкретное содержание по учебным предметам [ссылка-2] , а значит существует возможность осуществлять «дифференциацию содержания» за счет общеобразовательных предметов (уменьшая их содержание). При этом действующий закон «Об образовании в Российской Федерации» гласит, что дифференциация содержания (п. 4 ст. 66 [ссылка-3] ) возможна аж на начальном уровне образования, т.е. с первого класса. Так что хоть в Порядке не уточнено, в каких классах можно вводить профильное обучение, в соответствии с законом это можно сделать на любом уровне школьного образования.

О вреде раннего профильного обучения мы уже писали [ссылка-4] , когда проект данного приказа выносился на обсуждение. Ранняя специализация несет ущерб целостному всестороннему развитию ребенка, не позволяет ему естественно формировать свои интересы после выбора «профессии». Врачи отмечают [ссылка-5] , что дети с ранней школьной специализацией, обучавшиеся в начальных классах с творческим уклоном, достоверно чаще имели вредные привычки, были подвержены конфликтным ситуациям, мало активны в общении; они в 1,6 раза чаще страдали нарушениями костно-мышечной системы и органов дыхания, чем дети из обычных классов. Дети из классов с повышенной физической нагрузкой реже успевали в школьном процессе, были более невнимательны на уроке, затруднялись при изложении материала, имели завышенную самооценку; они в 1,3 раза чаще приобретали поражения центральной нервной системы, ЛОР органов, зрения и почек, чем дети, обучавшиеся по традиционной программе. Психологи утверждают [ссылка-6] , что ранняя специализация существенно снижает возможности выявления способностей у детей и сказывается на функционировании мозга – мозг ребенка функционирует хуже, чем мог бы без специализации.

Возможность появления раннего профильного обучения в школах – реальная опасность, вытекающая из корректировки Порядка организации деятельности по общеобразовательным программам. Существуют организации дополнительного образования для выявления и развития способностей детей, в школах можно организовать получение дополнительного образования (без затрагивания общеобразовательной программы) – такое дополнительное образование можно в любое время прекратить или сменить, если это повлечет ухудшение здоровья ребенка или смену его интересов. Призываем родителей с осторожностью подходить к выбору обучения ребенка с дифференциацией содержания на ранних этапах образования – такое обучение может сломать ему жизнь.

Ольга Горянина, РВС
Реклама





Метки сообщений

Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»

© 2000-2018, 7я.ру, Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-35954.

АЛП-Медиа, 7ya@alp.ru, http://www.7ya.ru/

Перепечатка сообщений из конференций запрещена без указания ссылки на сайт и авторов самих сообщений. Перепечатка материалов из прочих разделов сайта запрещена без письменного согласия компании АЛП-Медиа и авторов. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов. Права авторов и издателя защищены. Техническая поддержка и ИТ-аутсорсинг осуществляется компанией КТ-АЛП.

27.05.2018 10:31:29

7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, блоги, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!